Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Титановые сплавы в машиностроении 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41

Таблица 61. Результаты испытаний ходо вых резьб с трапецеидальной резьбой 20Х 4

марка сплава и режим оксидирования

смазка

удельная нагрузка qS кгс/см

путь трення L, км

чигло оборотов ВНИТсТ

3 i / км

износ (увеличение люфта), мм

относительный крите-phit износа /о 10°,

коэффициент трения /

состояние трущихся поверхностей

винта

гаек

ВТ5, без обработки

БрОФ10-1

АМС-3

200-300

0,4-0,5

8 000-10 000

0,15-0,25

12,5-24,0

0,173-0,334

Скругление вершин на винте и изменение профиля на прямоугольный на гайках

ВТ5, 850° С - 5 ч

ВТ5, 800° С - 1 ч

0,5 0,1

10 ООО 2 000

0,52-0,82 0,23-0,36

104-164 115-180

0,23-0,42

Износ у вершины винта и у основания гайки

ВТ5, 800° С - 1 ч

БрОФ10-1

АМС-1

40 ООО

0,02-0,12

0,35-2,0

0,18-0,2

Отполирование, незначительное намазывание бронзы

БрОФ6,.5-0,15

ЦИАТИМ-203

9,85-11,2

197 ООО- 224 ООО

0,143-0,291

0,29-0,59

0,123-0,172

Незначительное намазывание бронзы

БрОФ6,5-0,15

Вода

1,44-2,0

28 800-40 000 -

0,042-0,072

1,56-2,5

0,104-0,28

БрДЖ9-4

АМС-3

40 ООО

0,13-0,28

2,2-4,7

Значительное намазывание бронзы, схватывание

БрАМц9-2

АМС-3

40 ООО

0,08-0,17

1,33-2,8

0,12-0,22

Значительное намазывание бронзы

ВТ5. 850° С - 5 ч

БрОФ6,5-0,15

ЦИАТИМ-203

8,45

169 ООО

0,1-0,53

0,23-1,27

0,151-0,178

Намазывание бронзы

ВТЗ-1, 800° С - 3 ч в графите

10,8

216 000

0,11-0,16

0,2-0,3

0,14-0,152

Следы приработки

БрАЖМц10-3-1,5

0,93

18 600

0,03-0,072

0,645-1,55

0,14-0,29

Сильное намазывание, деформация резьбы гаек



N, циклы SooOr

3000 -

2000 -

20000 -

8000

6000 -

4000 -

2000

t 5 do

N, циклы

2O0O

1000

<<3

Рис. 103. Результаты испытаний раз

движении

1 - 7, 14 - 16 - валики из сплава марки 4 - оксидирование при 850° С; 5 - азоти новым покрытием, 15 - литое состояние; 10 - БрАМц9-2, - капрон, 12 - тек сталь 2X13; 20 - сталь

ЛИЧНЫХ материалов в узле вал-втулка : а - при возвратно-поступательном образцов; б - то же, вращательном: s - то же, винтовом:

ВТ5; / - без упрочнения; 2 - оксидирование прн 800° С, 3 - оксидирование при 750° С; рование, 6 - химическое никелирование; 7 - хромирование, 14 - оксидирование с нейло-16 - литое состояние и оксидирование при 800° С, S - БрОЦ10-2; 9 - латунь Л062-1; столнт; /3 - монель-металл; /7 - сталь 20, / - сталь 35, хромированная; 19 - 2X13, азотированная,. 2/ - сталь 0X18H10T, 22 - латунь ЛМц58-2

Материал марки АМС-5 подвергался стендовым испытаниям в качестве грундбукс трехплунжерного насоса в течение 3000 ч, в результате которых износа этого материала практически обнаружено не было. Плунжеры, изготовленные из оксидированного сплава марки ВТ5, перемещавшиеся со скоростью до 200 двойных ходов в минуту, также не имели износа.

Уплотнейие вращающихся валов. Сальниковые уплотнения насосов проверялись Е. С. Михайлецом с сотрудниками. При частоте вращения 1000 об/мин и давлении воды 40 кгс/см ресурс защитной втулки диаметром 100 мм из оксидированного сплава марки ВТб с набивкой из второпластовой стружки с графитом составлял не более 2000 ч, за которые оксидированный слой прак-



Тически изнашивался. Аналогичные результаты были получеИь! в ВНИИгидроыаше при испытаниях сальниковых уплотнений с оксидированными защ,итными втулками и втулками с плазменным напылением карбидов вольфрама на никелевой связке. Последнее за 2000-2800 ч практически полностью выкрашивалось.

Торцовое уплотнение вала, являющееся более прогрессивной конструкцией, чем сальниковое, проверялось Е. С. Михайлецом на специальном стенде при перепаде давления до 40 кгс/см и частоте вращения 1000--3000 об/мин. Испытывались различные углеграфитовые материалы при трении по оксидированному сплаву марки ВТ5. Уплотнения с применением углеграфита марки ЭГ-0-Б83 обеспечивают ресурс работы 12-14 тыс. ч при частоте вращения 1000 об/мин и протечках воды 0,2-0,3 л/ч. После указанного ресурса работы оксидированный слой изнашивается практически полностью.

Таким образом, вопрос обеспечения работоспособности титана в узлах трения различных машиностроительных конструкций может быть успешно решен применением поверхностного упрочнения и антифрикционных материалов.

ГЛАВА Vi. ПРИМЕНЕНИЕ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ

1. Иопользование титановых сплавов в различных отраслях промышленности

Применение любого конструкционного материала определяется не только его физико-механическими свойствами, но и такими характеристиками, как технологичность, дефицитность и стоимость.

По комплексу физико-механических свойств титановые сплавы являются универсальным конструкционным материалом, сочетая нехладноломкость алюминия и аустенитных сталей, высокую коррозионную стойкость лучших медноникелевых сплавов и нержавеющих сталей, немагнитность, прочность и удельную прочность более высокие, чем у большинства конструкционных материалов. Поэтому потенциально титановые сплавы эффективны как авиационные и космические материалы, материалы для химической промышленности, судостроения и др. вплоть до материалов тары для хранения ядохимикатов и удобрений в сельском хозяйстве.

Развитие вакуумной техники обеспечило возможность создания вакуумно-дуговых агрегатов для плавки слитков в промышленных условиях. Производство слитков массой до нескольких тонн давно перестало быть сложной проблемой; технически возможно изготовление слитков массой до 17,0 т, что по объему соответствует

стальному слитку массой около 30 т. Существенным является и то, что при соблюдении определенных предосторожностей горячую деформацию титановых слитков возможно осуществлять на том же печном, кузнечно-прессовом и прокатном оборудовании, которое используется для обработки стали. В настоящее время промышленность ряда стран производит практически любые полуфабрикаты, необходимые для различных отраслей машиностроения. Несмотря на ряд специфических особенностей (склонность к схватыванию, повышенная химическая активность и т. п.), титановые сплавы всех классов вполне удовлетворительно обрабатываются резанием (точение, сверление, строжка и т. п.), поддаются газовой резке, резке вулканитовыми кругами и т. п., а также свариваются всеми видами аргонодуговой сварки. Это дает возможность изготавливать различные и сложные детали, узлы и агрегаты. В качестве примера на рис. 104 показаны пружинные изделия из сплавов ВТЗ-1 и ВТ16, сильфоны из сплава ВТ 1-0, запорная арматура систем с агрессивными средами, содержащая крепежные и сварные соединения литых и штампованных деталей, прямотрубный теплообменник для охлаждения горячих кислот. Примеры самолетных конструкций, агрегатов химической аппаратуры приведены в монографиях [89, 20].

Таким образом, технологичность титановых сплавов в металлургическом и машиностроительном производствах достаточна для изготовления практически любых деталей и узлов. Поэтому основными факторами, определявшими до недавнего времени сферу и объемы применения титановых сплавов, были их стоимость и дефицитность. . В начальный период освоения титана, когда нроизводство имело мелкосерийный характер, стоимость титановых полуфабрикатов была высока. Рост объемов производства и усовершенствование оборудования сопровождались естественным снижением стоимости полуфабрикатов. В соответствии с этим расширилась и сфера применения титана.

Ниже кратко рассмотрены основные аспекты эффективного применения титановых сплавов в настоящее время.

Авиа- и ракетостроение. Военное самолетостроение явилось пионером космического использования титана в технике. В 1950 г. небольшое количество этого металла было впервые применено в выхлопной системе самолета XA7I и хвостовой части фюзеляжа самолета F3H (США). В гражданском самолетостроении США титан впервые был применен в конструкции самолета ДС-7 в 1955 г. Из него были изготовлены противопожарные перегородки, обшивка мотогондолы, шпангоуты и другие детали. В настоящее время аэрокосмическая промышленность США потребляет 85-90% всего производимого в США титана [137]. Особенно эффективно использование титана для обшивки самолетов сверхзвуковых скоростей. Для алюминия рабочие температуры обшивки и других деталей становятся слишком высокими, вследствие чего он теряет свое значение как основной конкурент титана.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.