|
Навигация
Популярное
|
Публикации «Сигма-Тест» Титановые сплавы в машиностроении 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 Продолжение табл. 58
1о сл a E 5 о - 8 * S a 2 S aj S E 0, к m 5 s 5 s cf a: 2 S- оо ю о о о о о go о о о CD О cm CD cm - - t- 0 CD cm - ю cm <u Si о s: ra s га ч п и ci о CD СО см о о о о о о н >, га CD о СЛС - см о см юс с CD со га ч с о о. о Интенсивность г!зноса бронзы марки BpAiMn9-2 и латуни марки ЛМц58-2 при смазке веретенным маслом [прямолинейно возрастает с нагрузой до 300 кгс/см для БрАМц9-2 и до 200 кгс/см для латуни, после чего она катастрофически возрастает (табл. 58 и рис. 101). Также возрастает коэффициент трения. Трение сопровождается намазыванием бронзы и латуни на оксидированную поверхность титана. При трении стеллита в воде по оксидированному титану обеспечивается удовлетворительная износостойкость, однако прира-батываемость такой пары низ- 80 60 0 го о
f o,to 0,32 0,2t %1S 0,08 0 (00 200 300 q,Ksc/CM Рис. 101. Зависимость интенсивности износа (t, 2) и коэффициента трения (3, 4) от удельной нагрузки при трении по оксидированному сплаву ВТ5 в веретенном масле: БрАМцЭ 2, 2 -4 - латунь ЛМд58-2 кая (путь трения до завершения приработки 5-6 км при q = 400 кгс/см), что объясняется высокой твердостью обеих труш,ихся поверхностей. Металлокерамические материалы. Эти материалы весьма перспективны для ти-тансодержащих узлов трения. Технология их изготовления позволяет вводить в их состав различные антифрикционные добавки: графит, дисульфид молибдена, фторопласт, серу и т. п., благоприятно отражающиеся на поведении таких материалов прн трении. Испытания металлокерамических железографитового и железо-медьграфитового материалов с добавками стеарата цинка и серы, изготовленных Московским заводом порошковой металлургии, при смазке веретенным маслом показали износостойкость на два порядка выше, чем в парах с оловянными бронзами (табл. 58). Это объясняется наличием в этих материалах пористости до 20% и влиянием антифрикционных добавок. Коэффициент трения возрастает с нагрузкой, что указывает на уменьшение эффективности смазки с ростом нагрузки. Однако его значение в несколько раз ниже, чем при трении оксидированного титана в паре с оловянными бронзами. Характерным при трении металлокерамических материалов на основе железа по оксидированному титану является отсутствие переноса частиц этих материалов на оксидированную поверхность. Металлокерамическая бронза с 3% графита (БрОГрЮ-З) производства Московского завода порошковой металлургии показала более высокий износ (табл. 58) и те же коэффициенты трения, что и при трении компактных литых бронз. Увеличение износа металлокерамической бронзы по Сравнению с литой объясняется ее низкой прочностью и твердостью {Hb = 27,5ч-3],8 кгс/мм). Опыты по получению боле износостойких металлокерамических бронз с добавками графита и дисульфида молибдена позволили получить материалы, обладающие в несколько раз более высокой износостойкостью, чем литые оловянные бронзы. При изготовлении этих материалов были увеличены усилие прессования и температура спекания, по сравнению с используемыми в заводской технологии, что позволило получить материалы с более высокой прочностью и пластичностью. Наиболее высокими антифрикционными свойствами из числа исследованных материалов обладает бронза марки БрОГр10-6 (с массовой долей графита 6%). Исследования работоспособности металлокерамической бронзы, пропитанной фторопластом (материал типа С-1, предложенный А. К- Дьячковым и А. А. Кокаревым) и напеченной на стальную омедненную ленту дроби из бронзы марки БрОФ10-1 с впрессованной в поры пастой из фторопласта и Мо52(материал, разработанный НИИавтопром), проводились на специальном стенде возвратно-поступательного движения при высоких удельных нагрузках и скорости трения 0,02 м/с. В этих условиях износостойкость обоих материалов была в несколько раз ниже, чем у литой оловянной бронзы. В то же время коэффициент трения без применения специальной смазки в начале испытания имел весьма низкие значения. Его величина возрастала по мере износа антифрикционного слоя и замазывания пор метал локер амическойбронзы, что уменьшало воз-MoiHocTb поступления твердой смазки к поверхности (габл. 58). Углеграфитовые материалы. Материалы на основе графита обладают рядом ценных свойств: хорошей теплопроводностью, низким коэффициентом линейного расширения, способностью легко переносить термические удары, стойкостью в агрессивных средах и высокими антифрикционными свойствами. Последнее объясняется структурой графита и свойством его кристаллов легко расщепляться по плоскостям спайности. При трении графита по оксидированному титану происходит отслаивание чешуек графита, которые слоем в десятки А переносятся на поверхность металла, что приводит в дальнейшем к трению графита по графиту. В табл. 59 приведены физико-механические свойства отдельных типов графитовых материалов, по которым приводятся результаты антифрикционных испытаний. При сухом трении наиболее высокую износостойкость обнаруживает графитопласт марки АМС-5. Предельно допустимая нагрузка при сухом трении определялась величиной температуры в узле, замерявшейся на расстоянии 1-1,5 мм от поверхности трения буксы из графитового материала. Предельная температура ограничивалась термостойкостью материала. При этих условиях предельная нагрузка при скорости трения 1,1 м/с составила 25 кгс/см для всех испыты-вавшихся материалов. Характерным и при сухом трении являются относительно высокие значения коэффициентов трения. Причем, если для материалов
X 3 со о & 5 >. о. о ее ш
|
© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки. |