|
Навигация
Популярное
|
Публикации «Сигма-Тест» Титановые сплавы в машиностроении 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 Эти испытания, проводившиеся при более низких параметрах трения, чем рассмотренные выше, показали также высокую эффективность оксидирования, хромирования и никелирования сплавов марок ТС5 и ВТЗ-1 при трении со смазкой. Адгезия хрома и никеля с титаном не гарантирует, однако, достаточно однородного качества сцепления покрытия, и поэтому эти процессы допустимо применять в основном для относительно невысоких нагрузок (до 100 кгс/см) и скорости трения до 1 м/с, при наличии достаточно качественной смазки. Таким образом, наиболее универсальным, простым, надежным и эффективным из числа рассмотренных методов поверхностного упрочнения титановых сплавов следует считать термическое оксидирование, поэтому в дальнейшем работоспособность различных антифрикционных материалов оценивается, в оновном, при трении по оксидированному титану. 3. Технология оксидирования Оксидирование титана и его сплавов на воздухе [6, 7, 35, 55, 88] осуществляется в обычных электрических печах при свободном доступе воздуха к поверхности металла в интервале температур от 700° С до температуры, близкой температуре а Р-превращения. Выбор указанного интервала температур обоснован тем, что при окислении титана при температуре ниже 700° С толщина окисленного слоя очень незначительна и практически мало зависит от времени; повышение температуры выше 900° С сопровождается сильной порчей структуры и значительным падением механических свойств сердцевины. Окисленный слой титана, как показали многие исследователи, состоит практически из трех слоев. Верхний наружный слой представляет собой рутил TiOa, средний слой (внутренний по отношению к рутилу) - соединение типа TiO, под которым расположена зона твердого раствора кислорода в а-титане. До температуры 800° С и небольших выдержках при окислении окалина на титане имеет относительно плотное строение и прочно связана со слоем моноокиси титана и тем самым с сердцевиной металла. Повышение температуры выше 800° С и времени выдержки более двух-трех часов приводит к ослаблению связи окалины с основным металлом под влиянием сжимающих напряжений и к ее отслаиванию. На строение, фазовый состав и прочность сцепления окалины с основным металлом значительное влияние оказывают легирующие элементы. По этой причине применительно к каждому сплаву подбираются оптимальные режимы оксидирования. В настоящее время в промышленности применяются три различных вида оксидирования титана [7, 55, 88]: оксидирование на воздухе в интервале температур 700-800° С, при выдержке 1-12 ч и медленном охлаждении с печью (табл. 56). оксидирование на воздухе при температуре 850° С и выдержке 5-6 ч, с охлаждением в воде для удаления слоя окалины (табл. 56); Таблица 56. Режимы оксидирования титановых промышленных сплавов на воздухе и характеристики диффузионного слоя
оксидирование в засыпке графитом или песком в интервале температур 700-850° С, выдержке 2-10 ч и охлаждении на воздухе в засылке (табл. 57) . При выборе режима оксидирования следует руководствоваться данными результатов антифрикционных, испытаний, а также нужна учитывать то, что чем ниже температура и меньше время выдержки, тем меньше сказывается влияние диффузионного слоя на характеристики усталостной прочности сплава. Режимы оксидирования / (табл. 56) и А (табл. 57) следует применять для легких условий трения (невысокие нагрузки и небольшой ресурс работы),. 1 0СТ4. ГО. 054. 020 Альфирование деталей из титановых сплавов . 14 Б. Б. Чечулин и др. Таблица 57. Режимы оксидирования титановых сплавов в засыпке и характеристики диффузионного слоя
а режим 10 (табл. 56) и режимы В я Г (табл. 57) - в основном для однородных пар трения при высоких нагрузках и кратковременной работе. Технологический процесс оксидирования должен предусматривать предварительную тщательную очистку и обезжиривание деталей (органические растворители, химическая яли электрохимическая очистка), поскольку титан легко вступает в химическое взаимодействие со многими веществами, особенно при высоких температурах. Особенностью всех указанных в табл. 56 и 57 режимов оксидирования является малая глубина упрочненных слоев. Диффузионные слои, кроме того, характеризуются резким падением твердости и антифрикционных свойств по глубине. По этим причинам доводочные операции на оксидированных деталях путем механической обработки резанием или шлифованием выполняться не могут. Поверхности деталей, оксидированные по всем режимам табл. 56-57 кроме режима В (табл. 57), допускается лишь полировать пастами со съемом слоя не более 5 мкм. На деталях, оксидированных по режиму В, рекомендуется удаление слоя окалины шлифовальной шкуркой и доводка поверхности пастой. В целях обеспечения точности деталей в пределах 2-3-го класса необходимо такое построение технологического процесса изготовления детали, при котором трущимся поверхностям геометрическая точность задается до оксидирования, причем для стабилизации точных размеров деталей осуществляется чередование предварительной и окончательной механической обработки с отжигами для удаления остаточных напряжений. В этом чередовании отжиг должен осуществляться при температуре приблизительно на 10-20° выше температуры оксидирования и назначаться при припусках, достаточных для устранения обработкой резанием деформаций, связанных со снятием остаточных напряжений. Окончательная механическая обработка перед оксидированием должна осуществляться с минимальным съемом металла, т. е. с минимальными сечениями стружки (0,1-0,3 мм). На поверхностях, на которых оксидированный слой нежелателен (например, из-за понижения усталостной прочности), оставляется припуск. Последний удаляется резанием после оксидирования. При изготовлении деталей высокой точности (2-3 класс) необходимо также учитывать, что при оксидировании на воздухе и в засыпке (все режимы, кроме режимов 10 и В) происходит наращивание тела (увеличение наружных размеров и уменьшение внутренних) детали на 0,004-0,007 мм на сторону, а при охлаждении деталей в воду (режим/0) убыль тела детали на 0,012-0,014 мм на сторону. Для режима В изменение размеров деталей зависит от толщины снятой окалины. Исходная шероховатость поверхности после оксидирования сохраняется. При оксидировании детали следует размещать в печи, контейнере или в приспособлении (из титановых сплавов или нержавеющей стали) так, чтобы избежать деформаций (поводок) от собственной массы детали. Длинные детали и детали ажурной конфигурации следует подвешивать на специальных приспособлениях. При оксидировании и засыпке детали располагаются на расстоянии 20-30 мм друг от друга и от стенок контейнера (ящика) из нержавеющей стали. Верхний слой засыпки над деталью должен быть не менее 80 мм. Песок или графит перед оксидированием необходимо прокаливать при температуре 850° в течение 6-8 ч; зола, образующаяся при прокаливании графита, должна удаляться. После оксидирования деталей с охлаждением в воде рекомендуется дополнительная очистка поверхности металлическими щетками для удаления частиц неотставшей окалины. При обнаружении после оксидирования по режиму 10 недопустимых остаточных деформаций из-за термических напряжений, возникших при охлаждении в воде, детали могут подвергаться дополнительному отжигу при температуре 800° и выдержке 1 ч. Для получения глубоких диффузионных слоев, подвергающихся шли- фованию, может быть рекомендовано применение режимов высокотемпературного оксидирования (режимы Б, В, Г) с последующим рассасыванием окалины в вакууме или в аргоне при температурах 900-1000° С и выдержках до 10 ч. Для местного оксидирования трущихся поверхностей (шейки валов и т. п.) могут быть использованы нагревы т. в. ч. и ацети-лено-кислородным окислительным пламенем с помощью специальных горелок. Этими же способами может производиться вторичное оксидирование при ремонте механизмов. 4. Работоспособность различных антифрикционных материалов по оксидированному титану Сводные результаты проведенных исследований приведены в табл. 58. Бронза, латунь, стеллит. Литая бронза марки БрОН12-3 и поддающиеся обработке давлением бронзы марок БрОФ6,5-0,15 и БрОФ7-0,2 обладают повышенной по сравнению с БрОФ10-1 плотностью и прочностью, что весьма важно для применения в различных гидравлических устройствах. Их антифрикционные свойства при трении по оксидированному титану аналогичны свойствам рассмотренных ранее литых оловянных бронз. Износостойкость бронзы марки БрОФ6,5-0,15 примерно в 1,5 раза -выше, чем у бронз марок БрОФ10-1 и ОЦ10-2. Сурьмянистоникелевая бронза марки БрСуН7-2 и кремнисто-фосфористая бронза марки БрКФ4-0,4обладают при трении по стали высокими антифрикционными свойствами. При трении по оксидированному сплаву марки ВТ5 в воде бронза марки БрСуН7-2 обнаруживает высокую износостойкость (в - 3-4 раза более высокую, чем у бронзы марки БрОФ10-1), хорошую прирабатывае-мость и относительно низкие значения коэффициента трения (табл. 58). Антифрикционные свойства бронзы марки БрКФ4-0,4 характеризуются высокой износостойкостью при нагрузках до 200 кгс/см, после достижения которой интенсивность износа, а также среднее значение коэффициента трения катастрофически возрастают с нагрузкой. Это объясняется возрастанием переноса бронзы на оксидированную поверхность и выкрашиванием пленки низших окислов. При нагрузках 300 кгс/см и выше значения коэффициента трения колеблются в пределах от 0,12 до 0,42, что объясняется явлением схватывания-проскальзывания . Авторы предложили более технологичную и более прочную, чем БрСуН7-2, антифрикционную бронзу марки БрКСуНФ3-6-3-0,5 легированную дополнительно кремнием и фосфором. Ее длительные антифрикционные испытания (табл. 58) при скорости трения 1,1 м/с показали износостойкость в 2-Зраза более высокую, чем у высокооловянных бронз. 1 Авт. свид. № 398667. а о 8£ хва Э° 5 3 с a Ю та Я s Эй . s g = & 2 в aj S Й >-Э 2 s s 2 Д ij S Д m aa tn Ё E IS и CM .-CMCM oo * s * ** 0)CD CM - о о Tf lO cm о о oo - -< CM 00 cm cm 8SS8 -. -. 1Л Ю - o> о - CM S i ° § a. РЭ * Ю CO CO о to X CD о a, - ti о о о о о о о о - со о to ю см СП - см to о о о см CD см о см to CD со -> оо о tc о - см I I I со ю .co cd о goo 2со о to о о о о см о* о о о - со см о >* со о о о со 88*- 2 о о
ю а- S а: !
|
© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки. |