Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Классификация самолетов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

§ 6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАЗЪЕМЫ ФЮЗЕЛЯЖА

Для сокращения цикла сборки фюзеляж (особенно фюзеляж большого самолета) целесообразно расчленить по длине на несколько отсеков. Сборка каждого отсека производится в отдельном стапеле. Стыковка отсеков производится в стапеле общей сборки фюзеляжа.

Такой способ сборки требует создания рациональной конструкции технологических разъемов. Технологические разъемы фюзеляжа делаются но шпангоутам. По разъему режутся все элементы продольного набора. Передача осевых усилий, действующих в стрищ-ерах, осуществляется при помощи специальных стыковочных фитингов.

Кроме того, стыковка проюводитоя и по контуру шпангоутов. На рис. 9.26 показаны элементы стыковки отсеков фюзеляжа.

В фюзеляжах некоторых самолетов иногда приходится делать эксплуатационные разъемы. Так, например, при расположении двигателя в хвостовой части фюзеляжа последняя обычно в этом случае делается легкосъемной. С эксплуатационной точки зрения число стыковых узлов в таком разъеме должно быть возможно меньшим. Однако уменьшение стыковых , точек в стрингерном и особенно в обшивочном фюзеляже приводит к утяжелению конструкции. Поэтому при выборе количества стыковых точек конструктор должен стремиться найти оптимальный вариант, удовлетворяющий как. эксплуатационным требованиям, так и требованиям минимальной массы.

. Узлы разъема монтируются на лонжеронах и усиленных стрингерах. Для лучшего включения обшивки в работу устанавливаются дополнитель



Рис. 9.26. Элементы стьжовки отсеков фюзеляжа: / - шпангоут; 2 - фитинг; 3 - болт5 4 - стрингер

Рис. 9.27. Узел эксгогуатационного разъема фюзеляжа

ные профили и листовые подкладки, обеспечивающие передачу сосредоточенной нагрузки с узла на большую площадь обшивки.

Конструкция узлов разъема фюзеляжа должна обеспечивать простоту стыковки и расстыковки и не ухудшать аэродинамику-фюзеляжа..

Примером такой конструкции может служить узел, изббраженньш на рис. 9.27. В фитинг /, служащий для соединения лонжерона 4 (или стрингера), либо-закладывается болт, либо ввертьшается шпилька 5. На такие болты (или шпильки) устанавливается другая часть фюзеляжа, в фитингах которой имеются окна 6. Через эти окна осуществляется постановка гаек 7 После того как все гайки будут завинчены, окна закрываются легкосъемными крышками. Фитинг на съемной части фюзеляжа сложнее конструктивно, но также служит для передачи- сосредоточенной нагрузки со стыко-кового болта на лонжюн (или стрингер) и обшивку J и соединяет их с разъемным шпангоутом 2 этой части фюзеляжа.

§ 7. УЗЛЫ КРЕПЛЕНИЯ К ФЮЗЕЛЯЖУ ОТДЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ

Крепление к фюзеляжу отдельных агрегатов осуществляется при помощи узлов. На фюзеляже устанавливаются узлы крепления крьша, хвостового оперения, двигателя, шасси и т.д. Конструктивное оформление каждого из этих типов узлов чрезвычайно многообразно. Поэтому, не имея возможности привести конструктивные схемьг этих узлов, можно дать лиип) несколько общих рекомендаций, которые обычно беруГся за основу при их проектировании.

Конструкция узлов .должна быть тесно увязана как с силовой схемой фюзеляжа, так и с силовой схемой стыкуемого агрегата. Все узлы должны монтироваться на усиленных элементах каркаса фюзеляжа (лонжероны усиленные стрингеры и усиленные шпангоуты), желательно в местах соединения элементов продольного и поперечного наборов.

Для уменьшения массы фюзеляжа желательно производить крепление-нескольких агрегатов на одном усиленном шпангоуте. Например, на шпангоуте, к которому крепиться горизонтальное оперение, целесообразно устанавливать узлы крепления вентикального оперения и узлы навески тормозных щитков, К усиленному шпангоуту, на котором установлены узлы крепления крьша, желательно крепить сиденье пилота, узлы системы управления и т.п.

§8. КАБИНЫ

Помещения в самолете, служащие для размещения экипажа и пассажиров, называются кабинами. Кроме кабин на самолете имеются помещения и для размещения различных грузов, оборудования, вооружения, а на пассажирских caiMoneiax - помещения для размещения багажа и бытовые помещения (буфет, кухня, туалет и пр.).



КАБИНА ПИЛОТА

Кабина пилота на современных самолетах делается закрытой, с остекленным верхом. Остекленная часть кабины носит название фонаря. Фонарь кабины для создания условий хорошего обзора делается, как правило, в . виде надстройки на фюзеляже. Он состоит из каркаса, выполненного из различного типа профилей, и остекления. Для остекления фонарей широко -используется органическое стекло - плексиглас. Однако на некоторых участках фонаря устанавливается и силикатное стекло. Это смотровые стекла с электротепловой защитой от обледенения. Они состоят из двух слоев силикатного стекла, между которыми вклеено очень тонкое органическое стекло с вделанными в него нагревательными элементами в виде очень тон-ких41рстволок диаметром 0,05 .0,1мм.

Между каркасом 1 и стеклом 2 устанавливаются резиновые прокладки S Стекло к каркасу крепится либо с помощью болтов малого диаметра 4 (рис. 9.28, я), либо зажимается на резиновой прокладке между двумя профилями рамки (рис. 928, б)

При креплении стекла необходимо исключить возможность передачи остеклению деформаций и усилий, возникающих в рамке. Достигается это с помощью резиновых прокладок, температурных зазоров и свободной посадки болтов в отверстиях, сданных в стекле.

На одноместных самолетах фонарь одновременно является и входным люком. Часть фонаря - средняя или средняя и задняя - делается откидывающейся или сдвижной назад. В закрытом положении фонарь фиксируется замком.

На всех самолетах, кроме пассажирских,-на случай аварии в воздухе должна быть предусмотрена возможность быстрого покидания самолета. Одноместный самолет пилот покидает, как правило, через фонарь. Тяжелый самолет пилоты по кидают.через фонарь либо через аварийный люк. В по- следнем случае целесообразно аварийный люк совмещать с входным люком, нари и крышки люков, через которые осуществляется покидание самолета, в случае аварии должны сбрасываться. Конструктивно это осуществляется различными способами. При включении аварийного сброса фонарь или крышка люка освобождается от замков и сбрасывается набегающим потоком воздуха. На самолетах, летающих с большими скоростями, когда самостоятельное покидание самолета становится невозможным, применяются катапультируемые сиденья, а на сверхзвуковых самолетах применяются и отделяемые кабины.

Сиденье пилота должно быть удобным, спинка сиденья - несколько отклонена назад, чтобы пилоту легче бьшо переносить перегрузки в полете. Чтобы независимо от роста пилота его глаза находились на уровне нормального обзора, сиденье регулируется по росту. Для этого чашка сиденья перемещается в вертикальном направлении и крепится в нужном положении.

Катапультируемые сиденья устанавливаются в кабине на наклонных направляющих, по которым они перемещаются на роликах, расположенных на задней стенке сиденья.

Габаритные размеры кабины должны быт достаточными для расположения в ней цйлота(или двух пилотов на тяжелом самолете) и для разме-

Рис. 9.28. Крепление стекла



ТемПератур-пый зазор

щения командных рычагов управления, приборов и оборудования. РаЭме щение ручек, рычагов и кнопок управления, размещение приборов и оборудования должно обеспечить удобство пользования ими, при этом ближе к пилоту должны располагаться те рукодтки, которыми приходится пользоваться чаще, и располагаться они должны так, чтобы пилот, управляя ими не менял своего положения.

КАБИНЫ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

Экипаж большого самолета, состоящий из нескольких человек, может размещаться как в одной общей кабине, так и в нескольких отдельных кабинах. На самолетах, полет которых происходит на большой высоте, для .обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности человека кабины делаются герметическими. С целью уменьшения размеров гермокабин, упрощения их оборудования, снижения массы конструкции экипаж желательно размещать в одной общей кабине. Если же по условиям работы экипажа это сдецать, нельзя, кабин можбт быть больше.

Каждый член-экипажа имеет свое рабочее место. Сиденье члена экипажа, размещение приборов, кнопок управления оборудованием должно обеспечить удобство в работе. Отдельные члены экипажа могут выполнять несколько функций. В этом случае сиденья иногда приходится делать вращающимися, передвигающимися или с откидывающейся чашкой. На скоростном самолете сиденья членов экипажа делаются катапультируемыми.

ПАССАЖИРСКИЕ КАБИНЫ

Конструкция и оборудование пассажирской кабины должны обеспечить создание наиболее благоприятных условдй для пасс.ажиров в полете.

К пассажирской кабине предъявляются следующие основные требования.

1. Благоприятные для человека давление, температура и влажность воздуха. Отсутствие в воздухе вредных примесей

2. Надежная звукоизоляция.

3. Достаточные площадь и объем кабины на каждого пассажира.

4. Удобные кресла, удобное размещение пассажиров и хороший обзор для большинства ю них.

5. Хорошее освещение как естественное, так и искусственное.

6. Хорошая внутренняя отделка и оборудование.

7. Удобное размещение и оборудование кухни, буфетов, гардеробов д туалетных комнат. *

8. Удобный входи выход из кабин. Возможность аварийного покидав ния самолета в случае вынужденной посадки.

Требуемые параметры воздуха в кабине обеспечиваются установкой на самолете соответствующего оборудования. Необходимая температура и чистота воздуха поддерживаются с помощью специального отопительно-вен-тиляционного оборудования. Для уменьшения расхода тепла на обогрев кабины последняя должна иметь надежную теплоизоляцию, которая в то же время служит и звукоизоляцией.

Теплозвукоизоляционный материал должен обладать высокой звуко-поглощаемостью, малой теплопроводностью, малой влагопоглощаемостью высокой огнестойкостью и иметь малую плотность. На современных пасса-



жирских самолетах в качестве теплоизоляционных материалов применяют ся главным образом различные пористые пластмассы. Плотность лучших из них составляет 0,02 г/см. Такой тепло- и звукоизоляционный материал устанавливается между обшивкой и внутренней обивкой фюзеляжа. Для улучшения степени тепло- и звукоизоляции желательно изоляционный материал устанавливать в несколько слоев с воздушными, прослойками между ними. Изоляционный материал крепится к обшивке и каркасу- фюзеляжа.

Размеры пассажирской кабины определяются количеством размещаемых в ней пассажиров и ее классом. В зависимости от степени комфорта условий обслуживания все кабины в настоящее время делятся на три класса: I класса, II класса - туристического и III класса - экономического. Чем вьпие класс, тем большим будет удельный объем пассажирской кабины, т.е. объем, приходящийся на одного пассажира. Так, для кабин I класса этот показатель составляет 1,5-1,8 м/чел., для кабин II класса - 1,2-1,3 м/чел. и для кабин III класса - 0,9-1 м/чел.

Пассажирская кабина отделена от кабины экипажа. Исключение составляют лишь- небольшие самолеты с числом пассажирских мест, не прерьшаю-щйм 4-6, где экипаж и пассажиры размещаются в общей кабине. На больших самолетах пассахшрская кабина состоит, кдк правило, из нескольких салонов.

Конструкция пассажирских кресел, их размеры определяются классом кабины. Пассажирские кресла могут быть одиночными, но чаще применяются блоки из двух или трех кресел. В каждом ряду в зависимости от размеров самолета устанавливается от двух до десяти кресел с одним или двумя проходами. Ширина прохода зависит от класса и колеблется от 390-400мм в экономическом классе до 500 мм и более в I классе.

Пассажирское кресло должно быть удобным, обеспечивать возможно льщую площадь соприкосновения с телом сидящего человека, так как чем больше эта площаДь, тем меньше утомляемость. Спинку желательно делать отклоняющейся; Кресло должно быть соответствующим образом оборудовано: лметь пепельницу, картлан для пакетов, карман для газет и экурналов, лампочку для чтения, кнопку для вызова бортпроводницы, на высотных самолетах - кислородный прибор, а на самолетах с большой продолжительностью полета - откидной или складной столик. Кресла снабжаются привязными ремнями.

Естественное освещение кабины обеспечивается необходимым количеством окон, причем кресла по отношению к окнам устанавливаются так, чтобы окна приходились между рядами и в них удобно бьшо смотреть.

Окна кабины имею! обычно прямоугольную или круглую форму. У ~ каждого окна ест}> окантовка. Крепится она к элементам продольного и поперечного набора фюзеляжа. Мощность окантовки зависит от размеров окна и от количества перёрезатшых им стрингеров. Для остекления окон используется органическое стекло. Чтобы не нарушалась тепло- и звукоизоля-дия окна обычно имеют двойное остекление с небольшим воздушным промежутком между стеклами. Заделка стекла в рамке осуществляется так же, как и на фонаре.

Искусственное освещение кабины обеспечивается установкой необхо-дамого количества светильников, конструкция которых должна исключить возможность их повреждения при сотрясениях.

Большое значение в создании комфорта имеет правильный выбор отде-лочных материалов. К отделочным материалам предъявляется ряд требований: хорошая звукопоглощаемость, огнестойкость, устойчивость против

вьщветания, легкость очцстки, малая масса. Отделка кабины доЛжна создавать у пассажиров чувство безопасности, видимость простора и свободы передвижения.

На пассажирских самолетах имеются помещения для хранения ручного багажа и гардеробы для верхней одеждь: пассажиров. Размещаются они, как правило, у входных дверей. На самолетах с большой продолжительностью полета оборудуются кухни и буфеты. Пассажирские самолеты имеют туалеты с соответствующим оборудованием. Размещаются туалеты обычно в передней и задней частях фюзеляжа.

Количество входных дверей в пассажирской кабине зависит от числа пассажиров. На самолетах с числом пассажиров до 30-40 обычно имеется одна дверь. Располагается она в передней или в задней части пассажирской. кабины. На самолетах с большим числом пассажиров делаются две входные . двери - в передней и задней части кабины. Вырез под дверь ограничивается шпангоутами и усиленными стрингерами, к которым крепится мощная рамная окантовка. Дверь должна плотно закрьшаться. Для аварийного покидания пассажирского самолета при вьшужденной посадке на другом борту самолета могут устанавливаться аварийные двери. В качестве аварийных выходов используется и часть окон, которые при помощи специальных устройств могут сбрасываться.

На всех пассажирских самолетах имеются багажные помещения, служащие для перевозки грузов и почты. Их объем и расположение на самолете должны обеспечивать удобное размещение грузов, простоту и быстроту их выгрузки, которая осуществляется через люки и двери требуемых размеров.

§ 9. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕРМЕТИЧЕСКИХ КАБИН

Герметическая кабина представляет собой герметизированный отсек фюзеляжа, внутри которого при полете на больших высотах поддерживается избыточное давление, доходящее до 400-500 ГПа.

Лучшей формой кабины, нагруженной изнутри избыточным давлением, является круглый цилиндр со сферическими днищами, так как в этом случае оболочка работает только на растяжение. Однако из-за необходимости удовлетворения ряда Других требований, предъявляемых к фюзеляжу, форма герметической кабины может сильно отступать от этой наиболее выгодной с точки зрения минимальной массы формы.

Фюзеляжи современных самолетов представляют собой преимущественно клепаные конструкции. Кабины, как часть фюзеляжа, имеют такую же конструкхщю, только герметизированную. Герметичными должны быть все заклепочные швы, должна быть обеспечена герметизация всех люков и дверей, а также выводов из кабины тяг и тросов управления, различных трубопроводов и электропроводки.

CtIik листов обшивки производится , как правило, по элементам продольного и поперечного наборов. Герметизация в местах стыка листов обшивки обеспечивается постановкой термостойких уплотнительных материалов и применением многорядных заклепочных швов с малым шагом заклепок. Уплотнительные материалы должны обладать вибростойкостью, быть влагоустойчивыми и не менять своих свойств при изменении температуры в заданных пределах.

На рис. 9.29 показаны типовые герметизированные стыки листов обшивки фюзеляжа. При стыке с помощью двух накладок герметизация



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.