|
Навигация
Популярное
|
Публикации «Сигма-Тест» Газодинамические подшипники 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [ 32 ] 33 34 примером более узкого, невариационного подхода к проблемам оптимизации подшипников является работа Флеминга, Хамрока [79, С1 ], в которой задача о максимизации минимального предела устойчивости радиального подшипника со спиральными канавками, исследуемого в рамках теории узких канавок, сводится к задаче об определении экстремума функции нескольких переменных. Исследование газовых подшипников с упругими элементами. Применение упругих элементов - один из наиболее перспективных способов стабилизации газовых подшипников. Известно, например, что ленточные подшипники не теряют устойчивости вследствие податливости ленты. Кроме традиционных видов ленточных подшипников, в которых ленты можно считать идеально гибкими, в последнее время используются опоры с лентами, обладающими значительной изгибной жесткостью, что устраняет необходимость их предварительного натяжения, и с профилированными лентами (Деккер О. [79, F1 ]). Нашли применение два варианта опор с упругими элементами. В первом варианте упругие элементы образуют рабочую поверхность смазочного слоя (ленточные опоры, опоры из резинопо-добных материалов и дрГ Во втором - рабочие поверхности практически недеформируемые, но сам подшипник смонтирован на упругих элементах (Андерсон [46, т. 97, №2]). Базой для создания надежных методов расчета такого рода подшипников являются: во-первых, выбор и обоснование теоретических моделей упругих элементов, во-вторых, разработка методов интегрирования систем, состоящих из уравнения Рейнольдса и уравнений теории упругости. Анализ нестационарных периодических режимов работы газовых подшипников. До сих пор среди комбинированных нестационарных задач смазки газодинамических подшипников (см. п. 2) объектом основного внимания был сравнительно узкий, хотя и очень важный класс этих задач, анализ устойчивости равновесия систем ротор- подшипники при постоянных внешних нагрузках. Современная практика настоятельно требует более широкого подхода к изучению динамики таких систем, включающего всестороннее исследование их динамического поведения в условиях, когда толщина смазочного,слоя и давление оказываются периодическими функциями времени. Имеются в виду не только режимы вынужденных колебаний; при постоянной внешней нагрузке и периодическом изменении реакции смазочного слоя (например, в случае, когда искусственный профиль нанесен на вращающуюся поверхность) могут возникать параметрические колебания [48], а нарушение устойчивого равновесия, как отмечалось в п. 2, может проявляться в форме автоколебаний. К этому следует добавить, что вопрос об условиях существования устойчивых предельных циклов при таких формах потери устойчивости равновесия под-196 шипников, как цилиндрическая или коническая асинхронная прецессия (полускоростной вихрь) требует специального изучения. При исследовании резонансных явлений в газовых подшипниках следует учесть возможность параметрического резонанса, более опасного, чем обычный, поскольку спектр его частот не является дискретным. Очень важно проанализировать те особенности колебательных режимов, которые обусловлены нелинейностью систем с газовыми - подшипниками, существенно нестационарным характером уравнения Рейнольдса и, в частности, формы проявления этих особенностей в резонансных эффектах и в механизме взаимодействия различных типов колебаний, например вынужденных колебаний и автоколебаний (Р. 3. Алиев [45, т.1]). Анализ переходных режимов. От поведения газодинамических опор при переходных режимах в весьма большой степени зависит их надежность и долговечность, поскольку наиболее тяжелые условия работы обычно связаны именно с такими режимами. Достаточно сказать, что процесс запуска машины (если не используются специальные методы запуска, например внешний наддув) неизбежно сопровождается сухим трением в подшипниках. Этим в первую очередь обусловлена важность выбора материалов газовых подшипников, изучения фрикционных свойств материалов и механизма износа, а также учета шероховатости смазываемых поверхностей (примером анализа газового подшипника с шероховатой поверхностью является работа Лоу и Хармана [46, т. 97, № 1 ]). Перспективным может быть, в частности, использование неметаллических (керамических) газовых подшипников Кроме режимов запуска и останова, представляет интерес изучение динамического поведения подшипников при ударных нагрузках, а такжеработрспособности опор с наддувом при внезапном отключении питания их газом, когда опора, по существу, начинает функционировать как обычный газодинамический подшипник. В целом динамика переходных режимов представляется наиболее сложной и наименее изученной проблемой газодинамической теории смазки. Для успешного теоретического исследования таких режимов особенно важна разработка эффективных численных методов решения комбинированных нестационарных задач газовой смазки (см. п. 2), постановка которых должна в общем случае отражать упругие свойства и контактную прочность материалов смазываемых поверхностей. Из вышеизложенного видно, что дальнейшее развитие прикладной газодинамической теории смазки возможно только в тесном контакте с целым комплексом механических и технических наук и при активном использовании современных методов прикладной математики. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Определенные интегралы 1 - 8 cos ф 1 е2 2яе с cos ф йф J 1 ecos COS ф sin ф dtp 2п 1-есо5ф ~ iirjzr: 1 - е cos ф - £2 (1 + 1 1 е2) 8С05ф)2 (I gZ)3/2 fcos ф dcp 2n6 g (1-C0Sф)2 (1-82) 2)3/2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Значения Л и В в выражении = А + iB
Примечание. Для 1,5 < х < 18 табулирование производилось на ЭВМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 К вопросу расчета несущей способности и угла нагрузки. Сравнение расчетных данных по углу нагрузки Ф из (4.26) с результатами [57] показывает, что заметные отклонения наблюдаются лишь при малых и больших 8о. Можно предположить, что эти отклонения могут быть уменьшены, если в поправке к 1-му приближению по методу РЯ-линеаризации учесть гармонические составляющие. Вычисление главного вектора сил гидродинамического давления в смазочном слое при смещенном равновесном положении шипа для случая малых Хо можно произвести исходя из нелинейного уравнения Рейнольдса методом малого параметра. Приэтом окажется, что член О (хо) будет всегда мнимым, а первый член вещественный - О (хо)- Это значит, что асимптотическое значение угла нагрузки Ф = ~л;/2 будет при любом 0< 8(,<5 I. Влияние гармонических составляющих поправки к первому приближению имеет место и в задачах динамики. Оценка влияния их на запас устойчивости цилиндрического подшипника произведена для подшипника бесконечной длины (приложение 4). Поправку в задачах статики не уточняем, так как для цилиндрического подшипника имеются численные данные [57]. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Уточнение выражения для поправки к формуле (5.76). Поправка (5.76) может быть уточнена путем учета дополнительных членов Д = До (?) + рФо (?, т) + рФ, (?) е (Ч ьт) + рф g-f (Ф-х.т). Если учесть эту поправку в (5.74), то получим еЧ = р 1 + r]u (?, ф) d(p dt причем интегралы, содержащие Фо (?, т) и Фl{)e здесь обращаются в нуль вследствие тех же причин, что и в п. 26. Для вычисления Фг следует исходить из уравнения для поправки следующего вида: 2я (д;ф+о%-5соа;-х).<*-°)йф= которое получается из уравнения (3.49) путем интегрирования его почленно с ве- совым множителем е (ф-ХоТ) Варьируя это уравнение в окрестности центрального положения равновесия и вычисляя интегралы, получим уравнение для Фа (Q. Проведем гармонический анализ уравнения для поправки Д в частном случае радиального ненагруженного подшипника с осевыми канавками весьма большой длины ((То 0). Предположим, что вал совершает орбитальное движение с частотой полускоростного вихря вокруг центрального положения равновесия. Тогда функция зазора будет иметь вариацию ДЯ = 1 р (e~ (f-ZoT) (Ф-ХоТ)) где р - радиус орбиты; %q - безразмерная частота вихревого движения. Для рассматриваемого случая будем иметь (см. п. 17): = i-lri(e- f + e f); П1 = ул(е- р+еП. w = - Подставляя в уравнение поправки выражение для Л и учитывая вышеприведенные зависимости, получим {(Яо + Yj [(П )ф ЛЯ - Ую АЯф] + 2пр J о Это выражение получается путем варьирования уравнения поправки в окрестности центрального положения вала с учетом условия, что Yl = 0. При вычислении вариации Ai? (оператора уравнения Рейнольдса) используется выражение (3.42). В результате всех выкладок получимдля коэффициента следующее выражение: =4 lIm [W] + mw\-Re {W})] = (ГГхТ где X= Xofn; n3. Таким образом, в рассматриваемом случае учет гармонической составляющей ие вносит существенного вклада в расчет вихревой жесткости, ио появляется неуравновешенная тангенциальная составляющая гидродинамических сил. Это значит, что необходимо внести поправку к частоте вихревого движения и установившийся вихрь и а пороге устойчивости будет совершаться с безразмерной частотой, отличной от Хо- Из выражения для можно видеть также, что наиболыцее отклонение частоты вихря от %ц будет иметь место при средних значениях этого параметра, близких к значению п. При Хо О и Хо -foo поправка к частоте обращается в нуль. Максимальное отклонение частоты вихря от достигается при Хо = п, а соответствующий коэффициент (Ф2)шах = i -Хо-Для приближенной оценки смещения частоты имеем условие &Yi = Re {АХ}; £х = р , Хо) -1 p-vt) l + t(v-Хо) Это условие после подстановки в него значений ЛУ и Ф дает уравнение t (у - Хо) l + i(v-X ) о, отсюда при п = Хо получим V -Хо l + (v-Xo) = - - Tixo- что дает приближенно Найдем соответствующее изменение запаса устойчивости, которое определяется выражением ~ -i (ф-VT) Для значений Хо< 2/*] это выражение Приближенно равно Но 1 Vxg f f 2 \6 + rfxl J. Таким образом, запас устойчивости изменяется в сторону увеличения. Оценка запаса устойчивости с помощью интеграла J J (о - 1) является приближенной, так как она получена обобщенным методом РЯ-лниеа-;изации с учм в поправке только нулевой гармоники. Для УоУ, ?ата необходимо учесть гармонические составляющие в поправке к первому приближению при этом запас устойчивости и частота вихревого движения на границе устойчивости несколько изменяется.
|
© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки. |