![]() |
![]() |
|
Навигация
Популярное
|
Публикации «Сигма-Тест» Газодинамические подшипники 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 четырьмя переменными: давлением р и тремй Составля1рщими вектора скорости газа у, Уц, уф, которые связаны между собой следующими уравнениями Рейнольдса [25; 311: 1 др йУф . R sin е йф R дЬ = 0; (3.2) (3.3) (3.4) sin е 1 d(pvQ) (3.5) Здесь t - время; R - радиус шипа; ц - динамический коэффициент вязкости. Эти уравнения являются частным следствием общих уравнений ламинарного движения вязкого газа (уравнений Навье-Стокса), в которых согласно допущениям п. 9 отброшены инерционные члены, а также все члены порядка О {hJR), где ho - характерная толщина смазочного слоя; в реальных газовых подшипниках ho/R 10 *. Границы области интегрирования системы уравнений -(3.2)-(3.5) определяются границами несущих поверхностей. В случае, когда несущая поверхность подшипника имеет вид сферического пояса, область интегрирования уравнений будет лежать между двумя параллелями, т. е. 6i + 8xC6C < 02 + 82, где 61 и 62 - углы, определяющие границы сферического пояса при е = 0; и - малые вариации, обусловленные вектором смещения е, которыми следует пренебречь каквеличи-нами порядка О {ho/R). Уравнения (3.2) и (3.3) проинтегрируем дважды по переменной г с учетом того, что согласно (3.4) давление не меняется поперек смазочного слоя а коэффициент р принимается постоянным (см. п.9). При интегрировании используем характерные для сплошной среды условия прилипания газа к несущим поверхностям шипа и подшипника. В результате получим следующие выражения продольных составляющих скорости газа через давление [25; 31 ]: 1 др ут = 2цН sin 6 1 у0 = (Эф др 2iiR dQ iy-hy)V (1-г) (3.6) где h ~ h {(р, Э, /) - зазор между несущими поверхностями; у = г - R - радиальная координата сферической системы, отсчитываемая от поверхности шипа; ф, Vq-проекции вектора линейной скорости поверхности шипа. Этот вектор можно определить по формуле Эйлера, известной из курса теоретической механики: de dt + (ох/?. Вектор угловой скорости шипа ю относительно системы координат OXYZ можно представить в виде (3.8) где Q - угловая скорость собственного вращения ротора; coj - экваториальная составляющая вектора со, обусловленная угловыми колебаниями оси вращения. Направление этой оси опре- -> деляется единичным вектором С , который совпадает с осью Z при отсутствии колебаний (рис. 14). В сферических подшипниках составляющая со обычно весьма мала по сравнению с со и ее влияние на распределение давления в смазочном слое незначительно. Поэтому положим сояО, что приводит к следующим приближенным выражениям для иско- мых проекцией вектора V: (3.9) Основное уравнение теории газовой смазки в сферических координатах получается из уравнения сплошности (3.5) путем почленного интегрирования по координате г в пределах от г = R т г = R + h с учетом выражений (3.6) и граничных условий для поперечной скорости у, которые следуют из того, что скорость газа..на твердой поверхности равна скорости самой поверхности. После соответствующих выкладок получим 2R sin е д(р V 6ni? sin еу 2R sin е 66 B{hpV, hp dp eilR d& = 0. (ЗЛО) Введем следующие обозначения: б - минимальный зазор между несущими поверхностями сферического шипа и подшипника при центральном положении шипа; Е - половина максимальной глубины мй роканавок; ра - давление окружающей атмосферы; Р = р/ра - относительное давление в смазочном слое; Я = = д - относительный зазор. Используя (3.9) и умножая все члены уравнения (3.10) на надлежащий размерный множитель, приведем основное уравнение газовой смазки, описывающее распределение давления в смазочном слое и обьгчно называемое уравнением Рейнольдса, к безразмерному виду (язя--) + зте1(зтеязя) = =xsine+sineli5). Эф - (3.11) Здесь X = t - безразмерное время; % = -j--e определяющий критерий подобия газодинамических подшипников, который будем называть параметром сжимаемости, следуя принятой терминологии. ![]() Рис. 15 Полученное нелинейное дифференциальное уравнение второго порядка содержит три независимые переменные 9, ф, т. Если уравнение (3.11) рассматривается изолированно от уравнений динамики опоры, то относительный зазор Н считается заданной функцией координат и времени. Чтобы определить вид этой функции, обратимся к рис. 15. Через R обозначен радиус-вектор произвольной точки А на несущей поверхности шипа-5 в системе координат OXYZ, связанной с центром шипа. Несущая поверхность подшипника 5 пересекается с направлением Я в точке А {АА = h), радиус-вектор которой в системе координат OiXYZi, связанной с центром подшипника, обозначен через Ri. При наличии искусственного профиля, нанесенного на 72 неподвижную поверхность S, из рис. 15 непосредственно Следует векторное равенство где hi - глубина искусственного профиля в точке А. Почленное скалярное умножение на вектор R/R приводит это равенство к виду л /? + б + Л, , (е. R) 1 -1----- COSA--5а-. Представим скалярное произведение (е, R) через проекции векторов на оси системы координат OXYZ, тогда с учетом того, что cosX= 1 -0(),. из предыдущего равенства получается следующее приближенное выражение для толщины смазочного слоя: h = /ii - excos ф5ш9 - зШф sin9 -ezCosQ, -> где вх, ву, ez - проекции вектора смещения е на соответствующие оси. Наконец, разделив все члены этого выражения на 8 -\- Е, где Е = /iin,ax/2, получим искомую безразмерную функцию зазора Н = 1 - Ех cos ф sin 9 - 8у sin ф sin 9 - - 8zCos9 + Ti (9, ф). (3.12) Здесь 8 = е/{8 + £) - относительный эксцентриситет шипа, который может зависеть от времени; ц = Е/ф + Е) - безразмерный параметр искусственного профиля; и (9, ф) - знакопеременная функция (-1 и eg +1), определяющая форму профиля. Таким образом, структура основного уравнения (3.11) полностью определена>, Оно является ключевым при решении задач газовой смазки. Проинтегрировав его при соответствующих граничных условиях, которые будут рассмотрены в п. 11, можно затем вычислить динамические реакции подшипника, и если это необходимо, с помощью соотношений (3.6) найти распределение скорости в смазочном слое, что, в свою очередь, позволяет рассчитать трение в подшипнике [31]. 11. Основные типы граничных условий к уравнению Рейнольдса и способы постановки краевых задач для сферического подшипника Наиболее типичными граничными условиями к уравнению Рейнольдса (3.11), описывающему распределение давления в смазочном слое сферического подшипника, или к подобным ур.авне- ниям для газовых подшипников иной геометрии (см. п. 12) являются: -а а) условие непрерывности решения вблизи внешнего контура смазочного слоя Г, которое имеет вид Р/г=1, (3.13) если за масштаб давлений принято давление окружающей среды; б) условие периодичности решения по одной из координат; например, для случая, когда функция распределения толщины смазочного слоя (Н) в уравнении (3.11) является периодической по координате ф с периодом 2л;, оно имеет вид Р(Ф,0, О = Р(ф + 2я,0,О. (3.14) Заметим, что непрерывность решения обеспечивается во всей области интегрирования, включая контур Г, если функция Н внутри области непрерывна или имеет конечные разрывы (то или другое, очевидно, всегда выполняется), а физические параметры подшипника - число сжимаемости х и число Струхала 5 в уравнении Рейнольдса* - остаются ограниченными. В специальных случаях оо и 5 - оо уравнение имеет бесконечно малый параметр при старших производных, порядок его понижается, что приводит к нарушению непрерывности давлений вблизи контура Г или, по крайней мере, некоторых его участков, а также линий скачкообразного изменения толщины смазочного слоя (Диприма [46, т. 90, № 3], Константинеску [25] и др.). В п. 9 уже указывалось, что если на смазываемой поверхности подшипника имеются ступеньки или изломы-линии, нарушающие непрерывность или гладкость функции распределения толщины смазочного слоя Я, то их следует, строго говоря, рассматривать как особые линии в области интегрирования уравнения Рейнольдса, поскольку на них не выполняются некоторые основные допущения теории смазки; вблизи этих линий более правильно было бы применять общие уравнения Навье-Стокса. Поэтому наиболее корректным представляется такой подход к решению уравнения Рейнольдса, когда область интегрирования делится на ряд подобластей, внутри каждой из которых функция Я является непрерывной и гладкой, и решения, полученные для каждой подобласти, сращиваются на вышеупомянутых особых линиях. Если отвлечься от специальных случаев х-о°и5-оо, тов качестве одного из условий сращивания решений на линии нарушения непрерывности или гладкости функции Я следует принять условие непрерывности решения Р~ = Р\ (3.15) * Последний член уравнения (3.11) должен содержать множитель 2xS, однако в данном случае этот множитель оказывается равным единице за счет соответствующего формального выбора масштаба времени. где индексы минус и плюс соответствуют точкам, расположенным непосредственно перед и за линией сращивания. Совокупйостьусловий(3.13)-(3.15) недостаточна для однозначного определения искомого решения уравнения Рейнольдса в каждой из рассматриваемых подобластей. Дополнительные условия можно установить, исходя из того, что уравнение Рейнольдса (3.11) физически является частным следствием закона сохранения массы. Оно связывает изменение массы газа в элементарном объеме hR sin ЭЭф с массовым расходом через поверхность, ограничивающую этот объем. На вышеупомянутых линиях сращивания, где нарушаются основные допущения, использованные при выводе уравнения Рейнольдса, оно несправедливо, и здесь закон сохранения массы выражается в форме следующего условия баланса массовых расходов: пГ = т*; т = ру Я, где р - плотность газа; у -г- осредненная по толщине смазочного слоя величина составляющей скорости газа, направленной вдоль поверхности слоя по нормали к линии сращивания. При постоянной температуре в смазочном слое (см. п. 9) из (3.15) следует, что р- = р , и тогда условие баланса массовых расходов можно заменить условием баланса объемных расходов: (3.16) Если же линия сращивания представляет собой излом (Я = Н*), то получим простое условие непрерывности осредненной скорости потока смазки v = vt- Условие (3.16) применимо к газодинамическим опорам любой геометрии. Для сферического подшипника в случаях, когда линия сращивания направлена по меридиану или расположена параллельно плоскости экватора, соответственно будем иметь, используя выражения (3.6): (3.17) Только что описанный способ постановки краевых задач газовой смазки, связанный с- введением дополнительных условий сращивания (3.15), (3.16) на линиях, где терпят разрыв коэффициенты уравнения Рейнольдса или их производные по координа- , там, оказывается неудобным для практического использования при большом числе линий разрыва в области интегрирования, а также при их несовпадении с координатными линиями (вдоль которых обычно направлены границы области интегрирования). В подобных случаях, характерных для подшипников, профилированных спиральными канавками, более целесообразной может быть аппрокси-
|
© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки. |