Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Металлы и материалы для инструмента 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 [ 71 ] 72 73 74 75 76 77 78

с прогавозадирными присадками средней активности для спирально-конических передач;

для гипоидных передач с высокоэффективными противозадирными присадками;

для гидромеханических (автоматических) и гидрообъемных передач;

универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач.

В зависимости от климатических условий трансмиссионные масла подразделяются на летние, зимние, всесезонные, северные и арктические, различающиеся вязкостно-температурными свойствами.

Основные показатели качества трансмиссионных масел и их класси-фикащ1я по ГОСТ 17479.2-85, SAE и API и СЭВ приведены в табл. 14.10.

Основные характеристики трансмиссионных масел приведены в табл. 14.11.

14.2.3: Пластичные смазки

Пластичные смазки представляют собой минеральные масла, загущенный до мазеподобного состояния кальциевыми, натриевыми, литиевыми или другими мылами, полученными на основе натуральных жиров или синтетических жирных кислот. В табл. 14.12. приведены основные требования к качеству пластичных смазок исходя из условий их работы в узлах трения автомобилей.

Исходя из рассмотренных условий работы пластичных смазок универсальная смазка должна:

обеспечивать минимальные трение и износ;

хорошо удерживаться в узле трения;

обладать необходимой механической стабильностью, устойчивостью к воздействию повышенных температур, нагрузок, кислорода воздуха, влаги, пыли и агрессивных компонентов атмосферы;

обеспечить надежную эксплуатацию при низких температурах.

Кроме таких, общих с другими смзаочными материалами, характеристик, как вязкость, содержание воды и механических примесей, кор-розионность, испаряемость и т. д., пластичные смазки обладают рядом специфических свойств.

Величина такого показателя, как эффективная вязкость, характеризует уровень и постоянство энергетических затрат в узле трения; предел прочности и термоупрочнение определяют способность смазки удерживаться на движущихся деталях,в негерметизированных узлах трения, а также сохранять свои свойства в процессе эксплуатации; пенетрация характеризует консистенцию (густоту) смазки; температура каплепаде-ния определяет верхний температурный предел работоспособности смазки; коллоидная и механическая стабильность характеризует постоянство состава и свойств смазки при хранении и эксплуатации.

В соответствии с классификацией (ГОСТ 23258-78) смазки разделены на четыре группы: антифрикционные, консервационные, уплотнительные и канатные. Антифрикционные смазки делятся на подгруппы, обоз-

начаемые индексами: С - общего назначения для умеренных температур (до 70 °С) - солидолы; О - для повышенных температур (до ПО °С); М - многоцелевые, работоспособные при -304 -ИЗО °С в условиях повышенной влажности; Ж - термостойкие, работоспособные до 150 °С и вьпне; Н - морозостойкие, работоспособные ниже -40 °С; И - про-тивозадирные и противоизносные, работоспособные в подшипниках качения при контактных напряжениях выше 2500 МПа, а в подшипниках скольжения - выше 150 МПа; П - приборные; Д - приработочные, содержащие дисульфит молибдена и другие добавки; X - химически стойкие для поверхностей трения, контактирующих с агрессивными средами (табл. 14.13 и 14.14).

Загуститель пластичной смазки обозначают первыми двумя буквами входящего в состав мыла металла: Ка - кальциевое, Ли - литиевое, Ли-Ка - смешанное (литиево-кальциевое). Рекомендуемый температурный диапазон применения указывают дробью: уменьшенная в 10 раз температура в числителе - отрицательная (без знака минус) и знаменателе - максимальная. Тип дисперсионной среды и присутствие твердых добавок обозначают строчными буквами: у - синтетические углеводороды, к - кремнийюрганические соединения, г - добавка графита, д - добавка дисульфида молибдена. Смазка на нефтяной основе индекса не имеет.

Смазки серии фиол по составу и основным характеристикам близки к смазке Литол-24. Фиол-1 отличается от Литола-24 менее вязкой смесью базовых масел и более низким содержанием загустителя. Фиол-1 применяется в гибких тросах управления, направляющих сидений, узлах, смазываемых пресс-масленками.

Фиол-2 также содержит меньше количества загустителя, чем Литол-24. Предназначена для узлов трения, работающих при температуре до 100 ° С и невысоких нагрузках, фиол-3 практически идентичен смазке Литол-24, применяется для тех же узлов, что и Фиол-2. Отличается от Фиола-2 лучшей способностью удерживаться в узлах трения.

Зимол - многоцелевая морозостойкая смазка, готовится загущением нефтяного масла АСВ-5 литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты. В смазку вводят комплекс присадок, которые улучшают про-тивоизносность и защитные свойства, а также химическую стабильность. Смазка Зимол является морозостойким аналогом смазки Литол-24.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К 14 ГЛАВЕ

1. ГОСТ 10541-78, 8581-78, 23652-79,17479-85.

2. В а в а н о в В. В., В а й н ш т о к В. В., Г у р е е в Л. А. Автомобильные пластичные смазки. М.: Транспорт, 1986.143 с.

2.СиницинВ. в. Пластичные смазки в СССР. Справочник. - М.: Химия, 1984.- 190 с.

4. Справочник нефтепереработчика/Под ред. Г. А. Ласговкина, Е. Д. Радчен-ко, М. Г. Рудина. - Л.: Химия, 1986. -190 с.



Глава 15. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ

15.1. Охлаждающие жидкосга

Охлаждающие жидкости должны удовлетворять следующим требованиям:

эффективно отводить тепло;

иметь высокую температуру кипения и теплоту испарения; обладать низкой температурой кристаллизации; не вызывать коррозии металлических и разрушения резиновых деталей;

не вспениваться во время работы;

быть дешевыми, безопасными, безвредными для здоровья и безопасными в пожарном отношении.

В качестве охлаждающих жидкостей в настоящее время при положительных температурах применяется чистая вода, а при отрицательных -низкозамерзающие жидкости.

Вода как охлаждающая жидкость отвечает всем требованиям, предъявляемым к охлаждающим жидкостям, за исключением:

температуры кипения - недостаточно высокая для современных двигателей внутреннего сгорания;

температуры кристаллизации - достаточно высокая.

Кроме того, неочищенная вода способствует образованию на горячих стенках систем охлаждения двигателей накипи и шлама. Для предупреждения образования накипи применяют противонакипные присадки (анти-накипины) или умягчают воду (табл. 15.1). Образовавшуюся накипь удаляют из системы охлаждения двигателей специальными составами (табл. 15.2).

Технологический процесс удаления накипи из двигателя производят в такой последовательности:

из системы охлаждения удаляют термостат; заливают состав в систему;

выдерживают двигатель с залитым составом в течение времени, указанного в табл. 15.2;

пускают двигатель и дают ему поработать 10-15 мин; двигатель останавливают, сливают состав;

2-3 раза промьгеают систему охлаждения чистой водой, причем последний раз горячей с добавкой 0,5-1,0 %-ното раствора, хромпика (противокоррозионная промывка);

устанавливают термостат;

заполняют систему охлаждения чистой водой или низкозамерзающей жидкостью.

Наша промышленность выпускает низкозамерзающую охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля (табл. 15.3 и 15.4); антифризы 40 и 65 (ГОСТ 159-52);

тосол (ТУ 6-02-751-73).

При применении этиленгликолевых охлаждающих жидкостей необходимо знать, что:

этиленгликоль - пищевой яд, требующий мер предосторожности при обращении с ним;

коэффициент теплового расширения этих жидкостей большой, поэтому систему охлаждения ДВС заполняют на 5-8 % меньше оптимального уровня;

противокоррозионные присадки жидкостей способны вступать во взаимодействие с солями накипи, поэтому необходима предварительная промывка системы охлаждения от накипи и шлама.

В высокогорных условиях находят применение низкозамерзающие жидкости с высокими температурами кипения, представляющие собой смеси высокомолекулярных спиртов и эфиров (табл. 15.5).

15.2. Жидкости для гидравлических систем автомобилей

Жидкости для гидравлических систем должны удовлетворять следующим требованиям:

иметь оптимальную вязкость, пологую вязкостно-температурную кривую, низкую температуру застывания;

не разрушать металлических и резиновых деталей, защищать от воздействия окружающей среды;

обладать высокой физической и химической стабильностью, не образовывать кристаллов при воздействии с кислородом воздуха;

обладать хорошими противоизносными свойствами и обеспечивать уменьшение интенсивности износа трущихся пар и уплотнителей;

быть пожаре- и взрывобезопасными, нетоксичными и недефициг-ными.

15.2.1. Амортизационные жидкости

В настоящее время наибольшее распространение нашли амортизатер-ные жидкости АЖ-12Т (ГОСТ 23008-78) и МГП-10 (ТУ 38-101-137-74), есневные показатели качества которых приведены в табл. 15.6.

15.2.2. Тормозные жидкости

Для гидравлическеге привода тормозов автомобилей используется жидкость ТЖ-22М - смесь гаиколей, веды и противекеррозиенней присадки. Она рабетеспесобна в интервале температур ет -(50 до -50 С, закипает при температуре -И40 °С, поэтому непригодна для автомобилей с дисковыми тормозами (см. табл. 15.6); хорошо растворима в воде, смешивается с тормозной жидкостью Нева . Жидкость ядовита. Предназначена для применения на автомобилях ЛуАЗ-967М, -969М, ГАЗ-66.



Жидкость Нева состоит из 51-59 % этилкарбитоля, 31-34 % дио-лов, 5 % эфиров карбитола и 13-14 % смесей гликолей с добавками загустителей и противокоррозионных присадок. Работоспособна в интервале от -50 до 50 °С, закипает при 190 °С. Ядовита и огнеопасна. Обязательна для применения на легковых автомобилях с дисковыми тормозами: ВАЗ, Москвич , ГАЗ-3102. Рекомендована для применения на авто мобилях: ЗАЗ-968М, ИЖ (все модели), Москвич-2136 , -2137, -2138, -2140, -2733, -2734, ГАЗ-52-04, -53А, -53-12, на автобусах КАЮ, ПАЗ-672 и др,

Жидкость БСК состоит из 50 % бутилового спирта и 50 % касторового масла. Работоспособна до температуры - 20 °С. Для сохранения работоспособности при более низких температурах жидкость разбавляют этиловым или бутиловым спиртом. Непригодна для использования на автомобилях с дисковыми тормозами. Огнеопасна.

Жидкость Томь представляет собой смесь гаиколей и зфиров борной кислоты. Эксплуатационные свойства этой жидкости обеспечивают надежную работу тормозных приводов грузовых и легковых автомобилей.

15.3. Моющие составы

Современная технология ремонта немыслима без мойки автомобилей от дорожной грязи, очистки от продуктов коррозии, застаревших отложений масел и смазок, снятия с ремонтируемых деталей двигателей накипи, лаков, нагаров и осадков.

Мойка автомобилей в процессе эксплуатации достигается водой, подаваемой под высоким или низким давлением через струйные иасадки: зимой - горячей водой с температурой 40-50 °С.

Успешная мойка автомобиля или его деталей при ремонте невозможна без применения поверхностно-активных веществ (ПАВ) (табл. 15.7) и специальных синтетических моющих средств на их основе (табл. 15.8 и 15.9). Нэшли также применение и растворяюще-змульгирующие препараты (табл. 15.10). Из моющих средств МЛ-51,МС-6иЛабомид-101 предназначены для использования в струйных камерах (как обладающие умеренным ценообразованием, а МЛ-52, МС-8 и Лабомид-203 - в ваннах (концентрация 20-30 г/л, температура 60-80 °С) .

Для пароводоструйной очистки используется Аэрол (ТУ 38-7-4-66), представляющий собой светло-желтую пасту, хорошо растворимую в воде. Ее состав: ДНС (динатриевые соли монозфиров сульфоянтартой кислоты и высших жирных спиртов) 20-30 %, синтетических жирных кислот 20-25 %, кальцинированной соды 10-15 %, остальное - вода. При отсутствии Азрола можно приготовить препараты из кальцинированной соды, тринатрийфосфата и ПАВ в отношении 60:35:5. Расход моющих средств в этом случае дозируется в пределах 1-5 г/л.

Скорость очистки увеличивается при использовании ультразвука, что приводит к уменьшению времени и улучшению качества очистки. При ультразвуковой очистке целесообразно использовать водные растворы щелочных синтетических моющих средств типа МЛ, МС или Лабомид (концентрация 10-30 г/л и температура 55-65° С). Могут быть использованы растворители и препараты на их основе: АМ-15, Термос, Эмульсин и ДJ). Препарат МА-15 используют при 20-30 °С, а остальные - при 20-60 С. Время очистки деталей в среднем составляет 1-10 мин. Рекомендуются также препараты, приведенные в табл. 15.11 Для обезжиривания и удаления нагара и лаковых отложений с деталей разобранных двигателей предлагаются составы, приведенные в табл. 15.12.

Для промывания картера двигателей и удаления из него нежелательных осадков, лаковых отложений и нагаров используется промывная жидкость ВНИИНП-ФД (ТУ 38-101-555-71), представляющая собой маловязкое масло с добавкой керосиновой фракции, растворителей типа фенолов, толуола, ксилола и дихлорэтана. Вязкость масла при 50 °С составляет 18,5-22,0 сСт, температура вспышки 160 °С, температура застывания не ниже -35 °С, кислотное число не более 0,2 мг КОН/г. Плотность масла не выше 935 кг/м и содержание механических примесей не более 0,015 %. Масло легко прокачивается по смазочной системе, удаляя из картера двигателя отложения.

В качестве моющих препаратов для наружных поверхностей оборудования, эксплуатируемого внутри помещений, используют водные растворы одного из следующих веществ: сульфонала - 2,5 %; вторичных алкилсульфатов (состав Прогресс ) - 1,5-3; контакт Петрова - 4; сульфаты синтетических жирных спиртов - 2; алкилакрилсульфона-тов - 4,5 %. Для усиления действия моющих растворов можно добавлять к ним 2-4 % щавелевой кислоты. Для очень загрязненных поверхностей используют составы, приведенные в табл. 15.13. Моющие составы наносят на поверхность в холодном виде струей, щеткой, кистью или пульверизатором, дают 10-15 мин выдержки, затем смывают водой и вытирают досуха ветошью.

15.4. Электролит

Для заливки батарей служит электролит, представляющий собой водный раствор серной аккумуляторной кислоты (табл. 15.15), доведенный до требуемой крепости (табл.15.16) разбавлением дистиллированной водой.

Дистиллированная вода приготовляется перегонкой в дистилляторе, конденсаторная часть которого должна быть выполнена из стекла, алюминия или быть эмалированной. Из этих же материалов или из полихлорвиниловой пластмассы должна быть и посуда, в которой приготовляется электролит. При отсутствии дистиллированной воды можно употребить



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 [ 71 ] 72 73 74 75 76 77 78



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.