|
Навигация
Популярное
|
Публикации «Сигма-Тест» Металлы и материалы для инструмента 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 [ 49 ] 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 механическим путем (абразивами, стальными щетками, песке руйными аппаратами и т. п.), термическим способом (гаэоплам! ная очистка) и химическими методами (травлением). Составы дп? мойки и травленияприведены в табл. 10.24 и 10.25. Для создания противокоррозионного слоя под грунт и улучще-1 ния адгезии поверхность черных металлов подвергают фосфатиро-; ванию. Фосфатные плежи образуются при контактировании зачищенной и обезжиренной поверхности металла с растворами орто* фосфорной кислоты или монофосфата цинка с добавками некотей. рых других веществ. Характеристика фосфатирующих растворов приведена в табл. 10.26. Санитарно-гигиеническая оценка и пожароопасность органических растворителей приведена в табл. 10.27. 10.7. Составы для отделки и ухода за покрытиями Продолжительность зксплуатации машин, внешний вид и даже надежность работы механизмов во многом зависят ие только от правильного выбора защитно-декоративного покрытия, ио и от ухода за ним. Старению покрытий сопутствуют ухудшение их внеш? него вида, появление мелких, постепенно увеличивающихся трещин! выветривание, сопровождающееся мелением и осыпанием, появле ние вздутий и мелких, разрастающихся очагов коррозии. При окрашивании отдельные слои покрытия шлифуют перед нанесением очередного слоя. Шлифуют (часто) последний слой покрытия перед полировкой. Отделочные составы приведены в табл.10.28. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛАВЕ 10 1. Окрасочные материалы в машиностроении. Справочник / Под ред. Е. в. Искры. - Л.: Машиностроение, 1984. - 256 с. 2. Лакокрасочные материалы: Технические требования и контроль качества. Справочное пособие / Сост. М. И. Карякина, Н. В. Майорова, Н. В. Лу-говкина. - М.: Химия, 1983,1984,1985. - т. 1-3. 3. Д р и и б е р г С. А., И ц к о Э. Ф. Растворители для лакокрасочны материалов. Справочное пособие. - 2-е изд. - Л.: Химия, 1986. - 208 с. 4. Розенфельд И. Л., Рубинштейн Ф. И., Жигалова К. Л: Защита металлов от коррозии лакокрасочными покрытиями. - М.: Химк 1987. - 224 с. 5. К а ц А. М. Окраска автомобилей на автотранспортных и авторемонтных предприятиях. - М.: Транспорт, 1986. - 112 с. 6. Я к о в л е в А. Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий: Учеб. пособие для вузов. - Л.: Химия, 1981. - 352 с. Глава И. УПЛОТНИГЕЛЬНЫЕ, ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИЕ И ИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ 11.1. Уплотвительные мате1шалы К уплотнительным относятся и набивные материалы. Прокладочные материалы применяют для уплотнения разъемных частей двигателей, картеров трансмиссии и других узлов автомобилей с целью ж герметизации. Прокладки иногда используют при регулировках отдельных сочленений. Набивочные материалы применяют для герметизации зазоров между подвижными деталями механизмов, а также для защиты узлов трения от пьши, грязи и воды. Уп-лотнительные прокладки подразделяют на прокладки с полимерной и металлической основой. К материалам на полимерной основе относятся бумага, асбест, резина, фибра, пергамент, а на металлической основе - алюминий, медь, латунь, свинец, углеродистая сталь, высоколегированная сталь, армкожелезо. Бумажные материалы. Бумага - тонколистовой волокнистый материал. Бумагу, масса 1 м которой превышает 250 г, называют картоном. Основными полуфабрикатами для изготовления обычных видов бумаги и картона служат целлюлоза, древесная масса, полуцеллюлоза, бумажная макулатура, волокна хлопка, пеньки и др. К а р т о н подразделяется (ГОСТ 17926-80) на тарный, для полиграфического производства, фильтровальный, для легкой промышленности, технический, строительный. Технический картон включает водонепроницаемый картон, обивочный, водостойкий, прокладочный, термоизоляционный прокладочный, электроизоляционный, прессшпан и другие виды картона. Прокладочный картон - картон с ограниченными показателями впитьшаемости жидкости и линейной деформации при увлажнении, предназначенный для изготовления уплотнительных прокладок. Он является (ГОСТ 9347-74) сравнительно эластичным, бен-зомаслостойким материалом и выпускается промышленностью толщиной 0,2; 0,25; 0,5; 0,8; 1,0; 1,5 мм. Влажность прокладочного картона должна быть не более 8-10 %, впитываемость воды за 24 ч - не более 120 %, а бензина и масла - соответственно ие более 20 и 25 %. Поверхность картона не должна иметь складок, шероховатостей, давленых мест и дыр. > Пергамент (ГОСТ 1341-84) представляет собой прозрачную масло- и жиронепроницаемую и влагостойкую бумагу, получаемую обработкой серной кислотой непроклеенной бумаги с последующей ее нейтрализацией раствором щелочи. Фибра - это твердый монолитный материал, образующийся в результате обработки нескольких слоев бумаги - основы - пер- гаментирующим реагентом. Различают {по ГОСТ 17926-80) следующие разновидности фибры: склеенная, высокопрочная, кисло* родостойкая, огнестойкая, техническая, электротехническая, поделочная и др. Техническая фибра - зто легкоштампуемая прочная фибра с ограниченной водопоглощаемостыо, предназначенная для деталей машин и приборов. Выпускается фибра в соответствии с требованиями ГОСТ 14613-83. Общим недостатком всех бумажных материалов является их относительно невысокая теплостойкость: при температурах выше 130-140 С бумага и картон становятся хрупкими и теряют гибкость; при 180 С начинается обугливание, а при 240-250 С происходит разложение бумажных волокон. Асбестовые мат>иалы. Асбест - название минералов волокнистого строения, обладающих способностью расщепляться на гибкие и тонкие волокна. (Предполагают, что нитевидные волокна состоят из макромолекул.) Плотность кускового асбеста 2000-2500 кг/м, а асбестовых изделий (без наполнителей) 1000-2000 кг/м. Асбест не горит, обладает хорошими злектротеплоизолящионными свойствами и высокой теплостойкостыр. Без существенных изменений своих свойств вьщерживает нагрев до 300 °С; при нагреве до 386 °С асбест теряет из своего состава адсорбционную воду, вследствие чего снижается его прочность и гибкость. Эта потеря воды обратима: при нахождении во влажной среде первоначальные свойства асбеста восстанавливаются. При нагреве выше 450 °С начинается необратимая потеря конституционной воды, т. е. входящей в его состав, которая заканчивается при 700-800 °С. В результате асбест делается непрочным и легко растирается в порошок. При 1500 °С асбест плавится. Прочность асбеста на разрыв изменяется в зависимости от температуры - от 315-320 кгс/см при 20 ° С до 70-80 кгс/см при 600 °С. Высокая теплостойкость асбеста предопределяет его применение на автомобилях в качестве уплотнительных материалов, работающих при повышенных температурах и давлениях 50-60 кгс/см (например, прокладки на глушителях, элементы фрикционных соединений и т. п.). При использовании асбеста в качестве прокладок для головки цилиндров его заключают в медную или стальную оболочку (фольгу), чтобы исключить непосредственное соприкосновение асбеста с горячими газами. Повреждение этой оболочки приводит к контакту с горячими газами, потере ими конституционной воды и быстрому разрушению. Асбостальные листы (ГОСТ 12856-84) выпускаются пяти марок: ЛА-1, ЛА-1А, ЛА-2, ЛА-ЗА, ЛА-ЗБ, размеры которых: длина 215-875 мм, ширина 500, толщина 1,4-1,75 мм. Для различного вспомогательного оборудования используются асбестовый картон, асбестовые ткани (ГОСТ 6107-78), асбестовые шнуры и нити (ГОСТ 1779-83), асбестовые ленты (ГОСТ 14256-78), паронит, а также измельченный .асбест для теплоизоляционных работ. Асбестовый картон (ГОСТ 2850-80) на основе хри-зотилового асбеста выпускаетсяЪтедуюхйих марок: КАОН-1, КАОН-2 - картон асбестовый общего назначения; КАП - картон асбестовый прокладочный. Картон марки КАП применяют в качестве мягкого сердечника в комбинированном уплотнении для стыков: головка блока - блок цилиндров карбюраторных и дизельных двигателей с максимальным давлением в камерах сгорания до 7 МПа (70 кгс/см); головка блока - выпускной коллектор карбюраторных и дизельных двигателей. Паронит представляет собой прокладочный листовой материал из вальцованного асбеста с каучуковым связующим и минеральными наполнителями примерного состава: асбеста 60-75 %, каучука с серой 12-13 %, минеральных наполнителей (глины, полевого шпата, талька и т. п.) - остальное. Паронит по ГОСТ 481-80 выпускают следующих марок: ПОН, ПОН-1, ПМБ, ПМБ-1, ПК, ПЭ. Применяемость некоторых марок паронита приведена в табл. 11.1. Параметр шероховатости уплотняемых поверхностей по ГОСТ 2789-73 должен быть не более 40 мкм (Rz). При изготовлении прокладок более 1500 мм допускается стыковка паронита в ласточкин хвост или внахлестку. Для склеивания применяют клей 88Н. Склеенные части выдерживают в течение 2 ч под давлением 0,5 МПа при (20 ±5) °С. Пробковые материалы изготовляют прессованием коры пробкового дуба и применяют для уплотнения соединений, работающих при небольшом напряжении в среде воды или нефтепродуктов: крышек клапанной коробки двигателей, стаканов фильтра топливного насоса, фильтра вентиляции картера двигателя, крышек коромысел и г. п., а также в качестве набивки сальников игольчатого типа. Войлочные материалы. Войлок представляет собой листовой материал, изготовленный из волокон шерсти. Технический войлок подразделяется на тонкошерстный (ГОСТ 288-72), полугрубошерстный (ГОСТ 6308-71) и грубошерстный (ГОСТ 6418-81). Войлок - пористый материал, в котором воздушные поры составляют не менее 75 % объема. Плотность войлока колеблется от 200 до 430 кг/м. Войлок обладает высокими тепло-, звукоизолирующи- ми и амортизирующими свойствами. Термическая стойкость войлс ка не превышает 75 °С. Волокна шерсти войлока разрушаются от действия грибков в моли, легко разрушаются от воздействия щелочей, но стойки nj тив кислот. 11.2. Жидкие прокладки и герметизирующие составы Среди многочисленных вариантов уплотнений в современных машинах большое распространение получили уплотнения фланцевых соединений с помощью твердых прокладок из картона, парони-та и других полимерных материалов. К числу недостатков таких соединений ОТНОСЯТСЯ: необходимость создания определенного давления на прокладку, так как в процессе,возникновения остаточных деформаций в прокладке нарушается герметичность стыка; при длительной работе (или хранении) происходит старение прокладочных материалов, что ведет также к нарушению герметичности соединения, необходимости точной пригонки контактирующих поверхностей (коробление и перекосы недопустимы), а также строгой последовательности в затяжке резьбовых соединений при создании давления на прокладку. Все это снижает надежность фланцевого соединения и агрегата в целом. Новым направлением в области герметизации соединений является применение вязкотекучих материалов для уплотнения фланцевых стыков, которые получили наименование жидких прокладок. Они подразделяются на высыхающие, невысыхающие и вулканизующиеся (отверждаемые). Свободно меняя форму при наложении усилия, они хорошо заполняют микро- и макронеровности поверхности деталей и создают высокую степень герметичности соединений; наличие адгезии между материалом жидкой прокладки и деталью повышает надежность герметизации соединения. По своей сущности жидкая прокладка, как правило, представляет полимерную (олигомерную или эластомерную) композицию. Специально для ремонтных целей разработана одноупаковоч-ная самовулканизующаяся жидкая прокладка (компаунд) КЛТ-75Т (ТУ 38.403435-82) на основе кремнийорганических каучуков. Она характеризуется высокими деформационно-прочностными свойствами: условная прочность при растяжении не менее 1,0 МПа, относительное удлинение при разрыве не менее 120%. Жидкая прокладка заменяет традиционные прокладки из картона, паронита. Температурный интервал эксплуатации прокладки составляет от -55 до +300 °С, что позволяет восстанавливать прокладки головки блока при их местном повреждении. Герметики невысыхающего типа при наличии давления рабочей среды способны уплотнять соединения с незначительной шероховатостью поверхностей деталей без перекосов и неровностей с зазорами до 0,08-0,1 мм и сохранять в процессе эксплуатации пластичное или пластоэластичное состояние. Основными их недостатками являются отсутствие упругих свойств материала и появление в связи с этим трудностей надежного уплотнения соединений с изменяющимся в процессе эксплуатации зазором, что типично для агрегатов автомобилей. К ним относятся материалы на основе высоко-и низкомолекулярного полиизобутилена, бутилкаучука, этиленпропиленового каучука и высокомолекулярного тиокола. Герметики полувысыхающего и высыхающего типов после нанесения на поверхность и испарения растворителя образуют упругую резиноподобную пленку. OcKOE-Hbi-.tH недостатками герметяков является длительность испарения растворителя и обратимость процесса, что обусловливает непостоянство их физико-механических свойств и снижение качества герметизации. К высыхающим герме-гикам относят материалы на основе бутадиен-нитрильного каучука и эластопластов. Характеристика некоторых герметиков и других уплотняющих материалов приведена в табл. 11.2. Герметики У-ЗОМ и УТ-31 вулканизуют при температурах ниже 15 °С (до О °С), однако жизнеспособность и время вулканизации в этом случае увеличивается в 2-2,5 раза при уменьшении температуры на каждые 10 °С. Герметики У-ЗОМ и УТ-31 не обладают достаточной адгезионной прочностью при креплении их к металлам, стеклу, бетону и другим материалам и требуют клеевого подслоя: клея 88Н - для крепления к металлу и бетону прн работе в воздушной среде; клея 78БЦС-П - для крепления к металлу при работе в воздушной среде с повышенной относительной влажностью и при непосредственном контакте с водой; клея К-50 - для крепления к металлу при работе в среде топлив и др. Перед нанесением подслоев и герметиков поверхность, подлежащую герметизации, тщательно очищают от пыли, грязи, стружек и другого сора с помощью волосяных щеток или тканевых салфеток. Для удаления влаги, следов минеральных масел, а также жировых пятен и других загрязнений на металле, дереве, бетоне поверхность, подлежащую герметизации, обезжиривают тканью, смоченной в бензине по ГОСТ 443-76 и тотчас же протирают сухими тряпками насухо. Затем в гаком же порядке производят вторичное обезжиривание. Допускается проводить обезжиривание по ГОСТ 21981-76.
|
© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки. |