![]() |
![]() |
|
Навигация
Популярное
|
Публикации «Сигма-Тест» Проектирование металлорежущих инструментов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 = 3-rlO MM. Ha боковых сторонах витков зубчики могут быть расположены в радиальном направлении (рис. 8.27, а) или с наклоном под углом к = 7-10° (рис. 8.27, б). Для выхода долбежного резца, образующего канавки между зубчиками, делается винтовая кандвка глубиной 1,5-2 мм и шириной с = 2-3 мм. Для обеспечения идентичности параметров шевера и червяка шлифование их надо производить на одном станке с одной настройкой. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ЧЕРВЯЧНЫХ ФРЕЗ Зубофрезерование является одним из основных методов нарезания зубьев цилиндрических колес. Поэтому стремятся различными путями полнее раскрыть возможности этого метода и повысить его эффективность. Прежде всего идут по пути улучшения конструкции и геометрии червячных фрез. Основными путями различной модификации червячных фрез являются:, создание фрез с измененными схемами и с перераспределением загрузки режущих зубьев; применение червячных фрез с незатылованными зубьями; разработка конструкций фрез с рациональной геометрией; оснащение червячных фрез твердыми сплавами. Схемы резания существенно влияют на загрузку режущих зубьев, на изнашивание и стойкость инструмента, а следовательно, на интенсификацию процесса зубофрезерования. У червячных фрез стандартной конструкции активно используется около 15-20 % длины режущих кромок от общего их периметра. При этом наиболее загруженными являются вершинные режущие кромки, срезающие до 80 % металла, которые, в свою очередь, загружены неравномерно. Наибольший объем металла срезают входящие зубья, которые первыми вступают в резание. Эти зубья быстрее изнашиваются и определяют период стойкости инструмента. Этот недостаток стандартной конструкции червячной фрезы стремятся исключить или частично исправить разными способами: применением конических червячных фрез, червячных фрез с заборным конусом, а также червячных фрез с дифференцированной схемой резания. Более эффективно червячные фрезы с заборным конусом применять при диагональном методе зубофрезерования цилиндрических колес. В этом случае сначала врезание инструмента в заготовку производится в осевом направлении фрезы, а затем зубофрезерование осуществляется способом диагональной подачи - фреза имеет осевое перемещение и вместе с суппортом получает движение подачи вдоль оси нарезаемого колеса. В процессе тангенциального врезания и при диагональном перемещении фрезы значительно увеличивается число огибающих резов и снижается шероховатость эвольвентной поверхности. За время врезания заборного конуса происходит как бы черновая обработка зубьев. Чистовая обработка совершается цилиндрической частью фрезы при диагональном перемещении на всю ее длину. Заготовка ![]() Рис. 8.28. Схема резаиия червячной фрезой нс. 8.29. Оптимальная схема резания при зубофрезеровании ![]() 9реж Вследствие такого распределения работы резания зубья фрезы имеют более равномерное изнашивание по всей длине фрезы. При диагональном зубофрезеровании коотношение между составляющими подачи определяется видом обработки, продольной волнистостью и профильной огранкой. Этот метод более эффективен, чем нарезание колес методом продольной подачи. Однако для нарезания зубьев колес диагональным методом требуются зубофрезерные станки с протяжным суппортом повышенной жесткости. Зубья червячной фрезы стандартной конструкции срезают слой по сложному замкнутому контуру abed (рис. 8.28). В результате происходит сложная деформация срезаемого слоя и образующейся стружки. Степень деформации и усадка стружки значительно повышаются, что неблагоприятно влияет на силу резания и изнашивание инструмента. На рис. 8.29 показаны контуры режущих кромок червячной фрезы, у которой нечетные зубья занижены по вершине на Ci, а четные зубья заужены по бокам на с. В результате срезаются более толстые, но короткие прямые стружки. Режущие свойства таких фрез улучшаются. Затылование зубьев этих фрез производится так же, как и обычных, но только от двойного кулачка. Червячные фрезы с затылованными зубьями хотя и получили широкое распространение, однако они имеют существенные недостатки. Операция затылования сложная, трудоемкая, создает удары , на режущие кромки зубьев. Качество поверхностного слоя при этом методе шлифования снижается! Затыловочный круг быстро изнашивается, так как его размеры ограничены. Диаметр этого круга ограничивает длину зуба что связано с уменьшением допустимого числа переточек фрезы. По ряду причин невозможно создать оптимальные задние углы на зубьях. Эти недостатки значительно исключаются, если зубья не затыловать, а шлифовать по винтовой цилиндрической поверхности в рабочем корпусе с поворотом реек или в другом, так называемом технологическом корпусе без поворота реек. Тогда при правильной установке зубьев или реек в,инструментальном корпусе они получают необходимые задние углы по всему контуру. Поскольку в этом случае операция затылования совсем отсутствует, такие инструменты называют незатылованными. Незатылованные червячные фрезы могут быть только сборной конструкции. У них рейки из быстрорежущей стали или из твердого сплава закрепляют в пазах корпуса фрезы. На рис. 8.30 показаны схемы, которые поясняют сущность создания таких фрез. В техно- логическом корпусе в первом случае (рис. 8.30, 6} зуб смещен относительно оси на величину hi, во втором случае (рис. 8.30, в) зуб наклонен на величину заднего угла ав, в результате он тоже получается смещенным от центра на расстояние hi = Ra sin ав (в обоих случаях). Радиусы технологического корпуса Ra и Rf отличаются от радиу- -сов рабочего корпуса фрезы Ra и В технологическом корпусе зубья будут обтачиваться резцом и шлифоваться кругом по дуге окружности (в торцовой проекции), а точнее, по винтовой поверхности червяка, образующими которого являются линии режущих кромок ei. Если зуб в технологическом корпусе сместить на величину hi влево или повернуть по часовой стрелке на угол и установить в рабочий корпус, то он займет положение, показанное на рис. 8.30, а, и образует задний угол ав по наружному диаметру, а также соответствующие задние углы на боковых режущих кромках. Задние поверхности зубьев будут образованы дугой окружности по вершинам и винтовыми поверхностями по бокам. Технологически проще обтачивание и шлифование задних поверхностей зубьев или реек производить в одном корпусе, который является рабочим и технологическим. Вначале в корпусе их обтачивают или шлифуют как тела вращения или как винтовые цилиндрические поверхности. Затем их вынимают из корпуса, поворачивают на 180° и устанавливают в те же пазы (рис. 8.3!). Такие червячные фрезы получили название фрез с поворотными рейками. Характерной особенностью незатылованных червячных фрез является то, что профиль зубьев в технологическом корпусе и некоторые параметры этого корпуса отличаются от профиля зубьев и параметров рабочего корпуса, т. е. инструмента. Это справедливо также и для зубьев с поворотными рейками, изготовляемыми в рабочем корпусе. ![]() ![]() ![]() Ряс. S.30. Положение зубьев фрезы в рабочем корпусе (а) и в технологи*№Ских корпусах (ff, в> Рис. 8.31. Незатылованные червячные фрезы с поворотными рейками 186 . Рис 8.32. Чжячная фреза с твердосплавными рейками Зубья или рейки после изготовления, заняв нужное положение в корпусе инструмента, должны иметь необходимый правильный профиль. Для изготовления в технологическом корпусе профиль зубьев реек рассчитывают. Методика расчета профиля незатылованных инструментов приведена в работах [7, 20]. Для повышения производительности процесса зубофрезерования в настоящее время успешно применяются червячные фрезы, оснащенные твердыми сплавами. Их скорости резания в 3-4 раза выше, чем скорость резания фрез из быстрорежущей стали. По своей конструкции они могут быть насадные цельные и насадные сборные. Первые делают диаметром D - 25-50 мм, модулем до 1,5 мм, вторые - более крупных модулей и диаметров. Червячные фрезы сборной конструкции имеют различное крепление твердосплавных пластинок и реек. Отдельные зубья из твердого сплава напаивают к корпусу фрезы. Твердосплавные пластинки напаиваются на металлические вставки, представляющие собой отдельные зубья, которые механически закрепляются в корпусе фрезы. Такие фрезы, как правило, крупномодульные. Для фрез средних размеров делают твердосплавные рейки, которые механическим способом закрепляют в пазах корпуса фрезы (рис. 8.32). В пазах корпуса 1 установлены плоские рейки 2. Пазы в корпусе прямые, параллельные оси фрезы, и расположены так, чтобы при установке реек их зубья имели передний угол, равный нулю. Пазы по ширине и рейки по толщине шлифуют с допуском не более 0,01 мм. Зубья рейки смещены относительно одного из торцов на К = PflZa- Тогда в корпусе они будут располагаться по винтовой линии. Торцы реек имеют коническую поверхность, по которым их закрепляют гайками 3 тоже с конической внутренней поверхностью. Крепление рк может быть и кольцами с торцш, которые надевают в горячем состоянии. Нарезание зубьев колес является трудоемкой операцией. Она составляет 60-70 % штучного времени изготовления зубчатого колеса в целом. Для повышения производительности при черновом зубофрезерования широко применяют многозаходные червячные фрезы с модифицированным профилем под последующее шевингование. Профиль зубьев фрезы с каждой стороны очерчивается двумя прямыми линиями, пересекающимися по начальной прямой. В результате профиль получается посередине зауженным на величину Ai. Для слегчения деформации срезаемого слоя, снижения сил резания и уменьшения изнашивания инструмента многозаходньк фрезы могут выполняться с дифференцированной (прогрессивной) схемой резания, принципиально так же как и однозаходные червячные фрезы. Точность червячных фрез. По ГОСТ 9324-80 цельные червячны! фрезы изготовляют пяти классов точности: АА, А, В, С, D с m = 1-=-20 мм. При т == 8-25 мм их делают сборной конструкции классов точности А, В, С и D. Фрезы класса АА применяют для наре- зания зубчатых колес 7-й степени точности; фрезы класса точности служат для нарезания колес 8-й степени точности; фрезы класса В для колес 9-й степени точности, и колеса 10-й степени точности наре- зают фрезами классов С и D, которые можно делать о нешлифован- ным профилем. По ГОСТ 10331-81Е изготовляют червячные фрезы! с /п = 0,15-=-0,9 мм, диаметром D == 25 и 32 мм четырех классов: точности AAA, АА, А и В. Фрезы класса AAA применяют для паре-: зания зубьев цилиндрических колес 5-й и 6-й степени точности. Прежде всего большое значение имеет точность базирования фрезы: по отверстию. Отверстие под оправку тщательно шлифуется и вы-, полняется с точностью 5-7-го квалитета. Точность изготовления фрез проверяется по отдельным элементам конструкции, основными из которых являются: отклонение толщины зуба; профиль передней поверхности зубьев; радиальное и торцовое биение буртиков; погрешность шага винтовых стружечных канавок; радиальное биение по вершинам зубьев; погреЩность винтовой линии фрезы; погрешность профиля; погрешность осевого шага; конусность по наружному диаметру; разность соседних окружных шагов и накопленная погрешность окружного шага стружечных канавок; погрешность зацепления. Нормы точности изготовления различных фрез в зависимости от модуля приводятся в указанных ГОСТах. ЗУБОРЕЗНЫЕ ДОЛБЯКИ Зуборезные долбяки применяют для нарезания прямозубых и косозубых цилиндрических колес как наружного, так й внутреннего зацепления. Так же как и гребенки, долбяки могут нарезать блочные шестерни и шевронные колеса. Процесс обработки производится методом обкатывания непрерывно. Долбяки особенно эффективно применять при обработке зубчатых колес с узким ободом, имеющих большое число зубьев и модуль до 2 мм. Однако долбякам присущи и некоторые недостатки. По сравнению с гребенками они имеют большую накопленную погрешность по шагу. Они уступают гребенкам и по точности эвольвентного профиля зубьев нарезаемого колеса, так как вследствие наличия переднего и заднего углов проекция режущих кромок на плоскость, перпендикулярную к оси колеса, отличается от эвольвентного профиля. Долбяки имеют ограничение в числе зубьев нарезаемых колес. Кроме того, ими можно нарезать колеса практически ограниченного модуля до 12 мм, так как при больших размерах долбяков увеличивается их перекос. В зависимости от размера и назначения существуют следующие конструктивные разновидности долбяков. 1. Дисковые прямозубые, применяемые для нарезания прямозубых цилиндрических колес, главным образом наружного зацеп-188 ![]() Рис. 8.33. Типы зуборезных долбяков ления. Стандартные дисковые долбяки по ГОСТ 9323-79 делают с номинальным делительным диаметром Dq = 80-f-200 мм, модулем 1-12 мм (рис. 8.33, а). 2. Чашечные, применяемые для нарезания наружных блочных колес в упор и для изготовления внутренних колес средних модулей. Стандартные долбяки этого вида имеют номинальный диаметр 50-125 мм и модуль 1-9 мм. Они отличаются от .дисковых более глубокой выточкой для размещения крепежной гайки (рис. 8.33, б). При обработке блочных шестерен в ряде случаев гайка не должна выступать за плоскость, проходящую через вершинные режущие кромки. 3. Концевые, или хвостовые, долбяки (рис. 8.33, в), применяемые для нарезания колес внутреннего зацепления, имеют Do = 25; 38 мм, т = 1-4 мм. На рис. 8.33, гид показан дисковый долбяк для нарезания косозубых и шевронных колес. Косозубые долбяки для косозубых колес делают номинальным диаметром до 200 мм и для шевронных колес до 360 мм. Долбяки работают на специальных зубодолбежных станках моделей 5А12, 514, 516 и других по методу обкатывания. Процесс обработки производится непрерывно до полного нарезания всех зубьев колеса. Основное движение резания - прямолинейное или винтовое возвратно-поступательное вдоль зуба колеса. При обратном движении долбяк отходит от заготовки, чтобы устранить трение режущих кромок об обработанную поверхность зуба колеса. Кроме того, инструмент и заготовка совершают кинематически согласованное-вращение вокруг своих осей, осуществляя круговую подачу в обкаточном движении начальных окружностей нарезаемого колеса и долбяка. Зубодолбежные станки имеют также движение радиальной подачи врезания долбяка в заготовку. Долбяк как инструмент получается из цилиндрического зубчатого колеса путем создания передних и задних углов по всему контуру режущих кромок. В результате его задние поверхности получаются похожими на коническое колесо с равновысоким зубом. Однако в отличие от конического колеса, у которого образующая начального конуса расположена на конической поверхности, у долбяка образующая начального (делительного) цилиндра лежит на
|
© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки. |