Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Зубчатые колеса передачи 

1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

пор, пока эвольвентный профиль не придет в соприкосновение с профилем сопряженного колеса.

Для данного межосевого расстояния и диаметров основных окружностей угол зацепления можно определить из выражения

гы + гы

cos а

Угол зацепления у прямозубого цилиндрического колеса имеет место только в плоскости, перпендикулярной к оси колеса. У косозубого колеса углы зацепления расположены в трех плоскостях.

Торцовый угол зацепления расположен в плоскости, перпендикулярной к оси вращения колеса, или параллельно торцу колеса. Нормальный угол зацепления расположен в плоскости, перпендикулярной линии зубьев, расположенных наклонно к оси колеса. Этот угол используется в расчетах и чертежах зубчатых колес. В плоскости оси вращения колеса угол зацепления называют осевым. Углы в этой плоскости используют, например, у червяков, которые имеют большой угол подъема винтовой линии. Практически угол зацепления пары зубчатых колес выбирается конструктором исходя из назначения зубчатой передачи. Обычно зубчатые колеса с эвольвентным профилем имеют углы зацепления в пределах от 14,5 до 30°. Стандартные прямозубые цилиндрические колеса, как правило, изготовляют с углом зацепления 20°. Нормальный угол зацепления косозубых колес берется в пределах an = 14,5°-4-18,5°, а иногда 20°. Большие углы зацепления (25- 30°) используют в зубчатых колесах насосов. С увеличением угла зацепления прочность зубьев повышается, уменьшение угла зацепления способствует снижению уровня шума.

Углом наклона линии зуба f> называют острый угол, заключенный между осью вращения колеса и касательной к направлению линии зуба на делительной поверхности (рис. 24). Косозубые колеса могут быть с правым и левым направлением линии зуба. Два сопряженных косозубых колеса имеют зубья с разным направлением, например одно колесо имеет правое направление линии зуба, другое левое и наоборот.

Если смотреть на зубчатое колесо вдоль его оси вращения, и зуб колеса при своем продолжении удаляется от оси в направлении по часовой стрелке, то такое колесо имеет правое направление линии зуба (рис. 24, а). Если зуб колеса при своем продолжении удаляется в направле-

Рис. 24. Направление угла наклона линии зуба косозубого колеса:

а - правое б - левое

направление зуба; направление зуба


2 Кглашннког С. И.



НИИ против часовой стрелки, то такое колесо имеет левое направление линии зуба (рис. 24, б).

Окружностью вершин называют окружность, описанную вокруг центра колеса и ограничивающую вершины головок еубьев (рис. 21)

Окружностью впадин df называют окружность, описанную вокруг центра колес и ограничивающую впадины зубьев.

Высотой головки зуба называют часть зуба, расположенную над делительной окружностью.

Высотой ножки зуба hf называют часть зуба, расположенную под делительной окружностью.

Высота зуба h равна сумме высот головки и ножки зуба, включая закругление в основании зуба.

У некорригированных зубчатых колес высота головки равна модулю, а высота ножки зуба равна 1,25т. Величина 0,25т соответствует радиальному зазору в паре.

Полная высота зуба должна обеспечивать достаточный радиальный зазор, с тем чтобы вершина головки зуба сопряженного колеса свободно вращалась во впадине. Если во впадине зуба предусмотрено закругление (переходная поверхность), которое обеспечивается радиусом при вершине зуба червячной фрезы, контроль за сохранением полной высоты зуба при изготовлении должен быть более тщательным, чтобы предотвратить заклинивание головки во впадине зубьев сопряженного колеса. Когда требуется полностью закругленная впадина зуба колеса, то полная высота зуба увеличивается по отношению к стандартной высоте.

Высоту профиля зуба червячной фрезы для обработки под шевингование рекомендуется сохранить полностью. Радиус закругления / и дополнительную высоту зуба определяют, как показано на рис. 25.

Закругленная высота зуба увеличивает период стойкости инструмента и повышает прочность зубьев колеса.

Окружной толш,иной зуба называют длину дуги делительной окружности d, ограниченную боковыми сторонами профиля зуба (рис. 26).

Толщиной зуба по хорде делительной окружности s называют величину хорды, которая стягивает дугу делительной окружности, расположенную между боковыми сторонами профиля зуба. Толщина зуба по хорде делительной окружности s и высота головки зуба до хорды Ra используются для контроля размера зуба по штангензубомеру (рис. 26). У прямозубых колес контроль производят в торцовом сечении, у косозубых - в нормальном.

Высота головки зуба до хорды рассчитывается от теоретического диаметра вершин зубьев d, поэтому перед контролем размера зубьев необходимо измерить фактический диаметр вершин зубьев проверяемого колеса. Разницу между фактическим и теоретическим диаметром заготовки следует учитывать изменением высоты головки зуба до хорды. Если фактический диаметр за-





Рис. 25. Форма зуба червячной фрезы Д.ПЯ обеспечения закруг.пенной впадины зуба ко.песа

Рис. 26. Размеры зуба по штангензубо-меру

ГОТОВКИ больше теоретического, то половину разницы в диаметрах прибавляют к высоте головки до хорды. Когда фактический диаметр заготовки меньше теоретического, высота головки зуба до хорды соответственно уменьшается. Этот метод контроля размера зуба широко применяют при изготовлении небольших партий зубчатых колес, ремонтном деле и т. д.

Обычно хордальная толщ,ина зуба несколько уменьшается для получения бокового зазора между зубьями. Иногда путем соот-ветствующ,его изменения толщин зубьев колеса и шестерни достигается их равная прочность.

Боковой зазор / - кратчайшее расстояние между нерабочими профилями зубьев, когда рабочие профили зубьев находятся в зацеплении (рис. 27). У косозубых колес измеряют нормальный боковой зазор в плоскости, перпендикулярной углу наклона линии зуба. Боковой зазор обычно контролируют при правильном межосевом расстоянии.

Некорригированные зубчатые колеса, обычно работают сопряженными парами на стандартном межосевом расстоянии с утоненными зубьями для обеспечения определенной величины бокового зазора. Боковой зазор должен быть достаточным, чтобы дать возможность зубчатым колесам свободно вращаться без заклинивания зубьев при самых плохих условиях работы (при невыдерживании производственных допусков во время изготовления, неточности сборки, расширении зубьев вследствие увеличения температуры в рабочем агрегате и т. д.). Слишком большой боковой зазор может увеличить уровень шума и уменьшить прочность


Рис. 27. Определение бокового зазора между зубьями



1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.