Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Зубчатые колеса передачи 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

нейными режущими кромками. У точных высокоскоростных передач профиль витка червяка шлифуют кругом диаметром до 500 мм.

Червячные колеса нарезают на зубофрезерных станках червячными фрезами, летучими резцами и червячным шевером. Ведущим элементом червячной передачи является червяк, ведомым - червячное колесо.

Передаточное число равно отношению числа зубьев червячного колеса к числу заходов (витков) червяка z: и = z.Jz.

Передаточное число стандартизовано в пределах 10-80. Число зубьев или число витков червяка определяют из передаточного числа передачи и числа зубьев колеса, при этом нельзя допускать общих множителей между заходностью и числом зубьев колеса. Число заходов червяка и число зубьев колеса подбирают таким образом, чтобы получить соответствующий баланс между углом подъема витка и диаметром впадин червяка.

Коэффициент диаметра червяка q - отношение делительного диаметра к его расчетному модулю. Этот параметр введен для унификации червячных передач и червячных фрез при их нарезании.

Модуль - отношение осевого шага к я. Значение модуля в осевом сечении выбирается по ГОСТ 2144-76*

Расчетный шаг червяка - расстояние между двумя соседними одноименными сторонами витка, измеренное по делительной окружности в осевом сечении:

Расчетный (осевой) шаг червяка равен расчетному (окружному) шагу червячного колеса по делительной окружности.

Нормальный шаг червяка /? измеряется в плоскости, перпендикулярной направлению витка. Между нормальным и осевым шагом существует зависимость

Рп == Pi cos у.

Делительный угол подъема витка у - острый угол между касательной в данной точке к линии витка и плоскостью торцового сечения червяка:

tgT = .

В передачах общего назначения угол подъема витка на делительной окружности не должен превышать 6° на заход, для двух-заходных - не более 12° и т. д. С уменьшением угла подъема коэффициент полезного действия передачи уменьшается. Наилуч-ншй коэффициент полезного действия достигается при угле подъема от 15 до 30°. Угол подъема от 5 до 10° безопасен в отношении



заклинивания. Направление угла подъема одинаковое на обоих элементах пары.

Ход витка р,1 - это осевое смещение точки, лежащей на делительной окружности червяка при повороте его на один оборот.

Pd = РЛ-

Угол профиля а принят равным 20° в осевой плоскости для архимедовых червяков и в нормальном сечении для конволютных и эвольвентных червяков. Угол профиля принято задавать на режущем инструменте. Основные размеры червячного колеса устанавливают в его средней плоскости, которая одновременно проходит через ось парного червяка. Червячное колесо имеет два внешних диаметра.

Наибольший диаметр колеса йтз принадлежит поверхности вершин зубьев этого колеса, а диаметр вогнутой части (выемки) поверхности вершин зубьев di расположен в средней плоскости колеса. Такая форма зубчатого венца колеса дополнительно увеличивает поверхность контакта колеса с парным червяком.

Диаметр впадин червяка dд. Если червяк представляет собой одно целое с валом, то диаметр впадин должен обеспечить достаточную прочность вала. В насадных червяках диаметр впадин делают значительно больше посадочного отверстия в червяке с учетом паза под шпонку.

Ширина венца колеса - наибольшее расстояние между торцами зубьев червячного колеса по линии, параллельной оси колеса. При значительной ширине венца появляются срезы на краях зубьев при нарезании червячной фрезой. На концах зубьев снимается фаска или делается радиусное закругление.

Длина нарезаемой части червяка - наибольшее расстояние между торцами витков по линии, параллельной оси червяка. Длина червяка определяется максимальным его контактом в зацеплении с червячным колесом. Увеличение длины червяка повышает стоимость его изготовления. Геометрические параметры червячных цилиндрических передач рассчитывают по ГОСТ 19650-74.

Червячные глобоидные передачи. В глобоидной передаче червяк охватывает колесо по дуге, соответствующей удвоенному углу обхвата 2vc (см. рис. 13).

Формы профиля иитки червяка в осевом сечении и боковых сторон зубьев в средней плоскости колеса имеют прямые стороны, которые при своем продолжении касательны к окружности диаметром Dp, которая получила название профильной окружности.

Угловой шаг колеса т определяется по формуле т = 360°/г2. Расчет геометрических параметров глобоидной передачи производят по ГОСТ 17696-80.



5. РАСЧЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Формулы для расчета основных параметров цилиндрических и конических зубчатых колес с углом профиля а = 20° и модулем более 1 мм приведены в табл. 5, 6, 8 и 10.

Расчет геометрических параметров зубьев разработан с высотной коррекцией для ортогональных обкатных прямозубых конических передач общего машиностроения, работающих с окружной скоростью до 5 м/с. Расчетная толщина обеспечивает одинаковую прочность зубьев колеса и шестерни.

Расчет производится по следующим основным параметрам зубьев:

Угол профиля а, град................... 20

Рабочая (граничная) высота зуба Л/, мм .......... 2 ш/д

Радиальный зазор с, мм.................. 0,188 m/g

Ширина зубчатого венца 6, мм ..............(0,25-0,30) Re

Наименьшее число зубьев шестерни ......., . . 13

Высота зуба, мм ..................... 2,188 mj

Внешний окружной модуль trite, мм.......... 1 (и более)

Примечания. 1. Для конических передач с модулем 2,5 мм и более прн черновом зубонарезании подрезка зуба делается глубже на величину 0,10 мм, чтобы предотвратить касание вершин чнстовых резцов дна впаднны зуба.

2. При числе зубьев шестерни менее 13 данная система расчета не приемлема

3. Коническпе передачи с числом зубьев шестерни 16 и более М9ГУТ быть нарезаны без подрезки. При меньшем числе зубьев шестерни отношение должйб быть;

Z, 15 14 13

-- = -=- и выше; --- н выше; и выше.

22 1* 0 о1

4. Кроме передач общего машиностроения угол профиля, равный 20°, можно применять также и для высоконагруженных передач, в том числе в самолетостроении н приборах, где передачи работают с минимальным боковым зазором.

5. Увеличение ширины зубчатого венца Ь вызывает уменьшение ширины впадины зуба на внутреннем торце, а следовательно, и шнрнны вершины резца. Резцы с узкой вершиной имеют низкую стойкость и склонны к поломкам.

С. Радиальный зазор постоянный вдоль всей длины зуба.

Рабочая (граничная) высота зуба - это участок профиля, непосредственно участвующий в зацеплении; он равен сумме головок зуба колеса и шестерни (см. рис. 42). Иногда рабочую высоту называют высотой зацепления

В расчетах обкатных прямозубых конических колес коэффициент высоты головки зуба / = 1,0, поэтому рабочая высота равна двум модулям:

К = 2mi.

Применение в обкатных прямозубых конических передачах меньшей высоты зуба не рекомендуется. Укороченная высота уменьшает коэффициент торцового перекрытия, ухудшает плавность хода и повышает изнашивание зубьев.

Боковой зазор. Рекомендуемые значения бокового зазора (табл. 7) относятся к окончательно обработанным коническим передачам перед сборкой. Погрешности изготовления и деформа-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.