Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Зубчатые колеса передачи 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

становится прочнее. Диаметр окружности выступов увеличивается на удвоенную величину смещения. При значительной величине положительного смещения ширина вершины головки зуба на окружности выступов уменьшается, вызывая заострение вершины зуба (рис. 29, ё).

При отрицательном смещении исходного контура толщина в основании зуба уменьшается, зуб становится тоньше, менее прочным. Большое отрицательное смещение может вызвать значительное подрезание ножки зуба (рис. 29, г).

Таким образом, в зависимости от величины смещения исходного контура, числа зубьев и угла профиля форма зуба обрабаты-вае.мого колеса может меняться.

Ли.митирующими факторами при корригировании зубьев являются минимально допустимая ширина впадины и величина заострения вершины зуба меньшего колеса из пары, повышенное скольжение профилей зубьев вследствие изменения рабочего участка эвольвентной кривой, а также прочность зуба на изгиб большего колеса из пары вследствие подрезания ножки зуба. Эти вопросы требуют дополнительной проверки, прежде чем принять решение о выборе пропорций зуба.

Наибольшее распространение в промышленности получили два способа корригирования зубчатых колес - высотный и угловой.

При высотном корригировании шестерню изготовляют с положительным смещением исходного контура (% > 0), а колесо на ту же величину с отрицательным смещением {х < 0). Сумма коэффициентов смещения равна нулю (х -f = 0). Высотное корригирование характеризуется изменением окружной толщины, диаметров окружностей выступов и впадин зубьев. У шестерни диаметры окружностей выступов и впадин зубьев увеличиваются на величину, равную удвоенному смещению. Шестерня по отношению к стандартной имеет большую высоту головки. У колеса диаметры окружности выступов и впадин зубьев уменьшаются на одинаковую величину. Колесо имеет меньшую высоту головки.

Число зубьев, стандартная высота зуба и межосевое расстояние у корригированной пары с высотной коррекцией остаются без изменения. Начальные и делительные окружности совпадают. Высотное корригирование применяют для устранения подрезания ножки зубьев и увеличения прочности зубьев шестерни.

При угловом корригировании сумма коэффициентов смещения не равна нулю (% хфО). Межосевое расстояние корригированной зубчатой пары будет отличаться от некорригированной. Оно может быть меньше или больше стандартного. Изменяется и угол зацепления пары. Угловое корригирование применяют в том случае, если необходимо зубчатую пару спроектировать с заданным межосевым расстоянием и одновременно повысить прочность зубьев шестерни и колеса.



Эвольвентная система зацепления позволяет применять увеличенное или уменьшенное межосевое расстояние по отношению к стандартному. Для получения более эффективной зубчатой передачи целесообразно применять межосевое расстояние больше стандартного, в этом случае зубья должны быть корригированными, а не стандартными. В коробках перемены передач автомобиля и многоступенчатых редукторах при изменении передаточного числа целесообразно изменять пропорцию зубьев, а не межосевое расстояние в картере, так как это связано с большими затратами,

В передаче с угловой коррекцией начальные и делительные окружности не совпадают.

Нарезание зубьев с высотной и угловой коррекцией производят стандартным зуборезным инструментом, необходимая геометрия зубьев достигается за счет смещения исходного контура зубчатой рейки (режущего инструмента).

Зубчатые колеса с укороченной высотой зуба (рис. 30, а). Эта модификация отличается от стандартного зацепления только по высоте зуба. Меньшая высота делает зуб более прочным и уменьшает величину подрезания у колес с малым числом зубьев. Длина линии зацепления у сопряженных зубчатых колес с укороченной вьгсотой уменьшается, что снижает полученное увеличение прочности и повышает уровень шума.

Уменьшение высоты зуба производят в определенных пределах. Для определения пропорций укороченного зуба разработано несколько систем.

Для обеспечения непрерывной передачи движения от зуба к зубу длина линии зацепления укороченного зуба не должна быть меньше шага основной окружности. Поэтому фаску на вершине укороченных зубьев прямозубых цилиндрических колес не делают. Некоторые зубчатые передачи с укороченной высотой зуба применяют в коробках перемены передач автомобиля. Специальным случаем применения конструкции укороченного зуба являются зубчатые муфты и эвольвентные шлицы. Эвольвентные шлицы имеют максимальную прочность у основания зубьев. Они точно изготовляются по шагу, что способствует равномерному распределению нагрузки между зубьями. Угол зацепления обычно составляет 30, 37,5 и 45°.

Зубчатые колеса с увеличенной высотой зуба. Когда необходимо обеспечить большую продолжительность зацепления и более плавное вращение сопряженных зубчатых колес, применяют зубчатые колеса с увеличенной высотой зуба (рис. 30, б). Зубчатые колеса этого типа обычно проектируют при стандартном межосевом расстоянии, со стандартными толщинами зубьев и боковым зазором. Высота головки зуба на обоих сопряженных колесах делается больше стандартной, что приводит к уменьшению диаметра впадин и увеличению диаметра вершин зубьев.

Высота головки зуба ограничивается минимально допустимой шириной вершины головки зуба (заострение) и потерей прочности





Рис. 30. Зубчатые колеса с модифицированными зубьями:

а - укороченные зубья (сплоншая линия), стандартные зубья (штриховая линия} б - увеличенная высота головки зуба (спло-иная линия), стандартные зубья (штрихе

вая линия)

зуба меньшего колеса из пары вследствие увеличения высоты зуба и возможного подрезания в ножке зуба.

Продольная и профильная модификация зубьев. В результате неточного изготовления и сборки зубчатых колес и корпусных деталей, дефор?лацни опор и валов в редукторе, прогиба зубьев под нагрузкой и деформации зубчатых колес при термообработка происходит накапливание погрешностей, которые ухудшают зацепление, вызывают неправильное расположение пятна контакта на зубьях сопряженной пары.

Зубчатые колеса, имеющие погрешности в зацеплении, имеют повышенный уровень шума, а неправильное расположение пятна контакта на зубьях силовых передач способствует концентрации нагрузки на кромках зубьев и приводит к преждевременной их поломке или повышенному износу.

Для уменьшения влияния ошибок на качество зацепления преднамеренно вводят отклонения от теоретической формы зубьев путем продольной и профильной модификации, зу(Гья колеса делают бочкообразной формы по длине н модифицируют их профиль.

Влияние неточности угла наклона линии зуба и непараллель-иости осей на зацепление пары зубчатых колес показано на рис. 31, а. Пятно контакта располагается на концах зубьев 1 и




а) )

Рис. 31. Продольная модификация зубьев:

а - зубья не имеют бочкообразности - нагрузка приложена на коиа,ах зубьев; б зубья бошообразиой формы - нагрузка приложена в центре зубьев; в - бочкообразный



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.