Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Конструирование электрических машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

7.6. ПОДШИПНИКИ

Все силы, действующие на вал электрической машины, воспринимаются подшипниками.

В электрических машинах с горизонтальным расположением вала основные виды нагрузки на подшипники создаются радиальными силами, действующими перпендикулярно оси вала. Осевые силы в этом случае являются незначительными. Исключение составляют специальные случаи эксплуатации горизонтальных машин, при которых осевые силы значительны, и их необходимо учитывать при выборе подшипников.

В электрических машинах с вертикальным расположением вала основными являются нагрузки, создаваемые осевыми силами. Для восприятия этих сил применяются подпятники. Радиальные нагрузки в этом случае возникают под действием реакции передачи, одностороннего магнитного тяжения ротора к статору, неуравновешенности ротора и некоторых других сил. Для уравновешения радиальных сил в машинах с вертикальным валом помимо подпятника применяют еще и радиальные подшипники, которые в этом случае являются направляющими.

Наибольшее распространение в электрических машинах малой и средней мощности получили подшипники качения - шариковые и роликовые. Подшипники скольжения применяют лишь в крупных электрических машинах, главным образом со стояковыми подшипниками (см. § 9.3).

Подшипники качения по сравнению с подшипниками скольже-?!ия имеют следующие преимущества:

незначительный износ, что обеспечивает постоянство воздушного зазора между ротором и статором;

простота обслуживания и небольшой расход смазочных материалов;

малые потери на трение как в процессе работы, так и при пуске машины;

сравнительно небольшие размеры, что обеспечивает компактность подшипниковых узлов.

Подшипники качения, применяемые в электрических машинах, в зависимости от вида основной нагрузки разделяются на радиальные, радиально-упорные и упорные.

Радиальные подшипники применяют главным образом в машинах горизонтального исполнения, где основная нагрузка является радиальной. Однако радиальные подшипники способны воспринимать и некоторую осевую (аксиальную) нагрузку в обе стороны. При этом осевая нагрузка не должна превышать 70 % неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Поэтому в некоторых случаях (в машинах малой мощности) радиальные подшипники качения могут устанавливаться в машинах вертикального исполнения. Или один и тот же двигатель с радиальными подшипниками может использоваться как при горизонтальном, так и при вертикальном положении вала.

Радиальные шарикоподшипники (рис. 7.16) по сравнению с подшипниками других типов имеют меньшие потери на трение и большие допустимые частоты вращения.

Роликоподшипники (рис. 7.17) обладают большей радиальной грузоподъемностью, чем шарикоподшипники тех же размеров. Благодаря разборной конструкции роликоподшипники очень удобны при сборке и эксплуатации электрической машины. Но роликопод-

Рис. 7.16. Шариковые радиальные однорядные подшипники:

а - обычные; б - с одним и двумя уплотнениями; в - с одной и двумя защитными шайбами







Рис. 7.17. Роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами


шинники очень чувствительны к перекосу колец, поэтому их следует применять в машинах с короткими и толстыми валами.

Радиально-упорные и упорные подшипники (рис. 7.18) применяют в машинах вертикального исполнения, а также в горизонтальных машинах при значительных осевых нагрузках.

Расчет подшипников качения [1] состоит в выборе подшипников, обеспечивающем расчетный срок службы при заданных динамической грузоподъемности и частоте вращения двигателя.

Динамическая приведенная нагрузка однорядного радиального шарикоподшипника, Н,

Q = при Л/;? <е; (7.31)

Q = Ku (0.56i? + YA) при A/R > e; (7.32)

радиального роликоподшипника с короткими цилиндрическими роликами

(7.33)



радиально-упорного сдвоенного шарикоподшипника

Q = /Сн + 0.92Л) при A/R < 0,68; (7.34)

QKb (0.67i? + 1.41 Л) при A/R > 0,68. (7.35)

В приведенных выражениях Кв - коэффициент, учитывающий характер нагрузки двигателя; для наиболее распространенного режима работы с умеренными толчками и кратковременной перегрузкой до 150% номинальной нагрузки /Сн=1,5; Л -осевая нагрузка, Н; У-коэффициент приведения осевой нагрузки к радиальной. Значения е и Y однорядного радиального шарикоподшипника в зависимости от отношения осевой нагрузки Л к статической грузоподъемности Со (см. приложение П.З) определяются по табл. 7.4 [1].

Рис. 7.18. Шариковые радиально-упорный (а) и упорный (б) подшипники

Если Л/Со<0,19, принимают Q=R. Наибольшую радиальную

нагрузку R определяют отдельно для подшипников Л и Б (см. рис. 7.10):

для подшипника Л реакция опоры, Н,

ЯА = {р2 + Р)Ы1 + РпсП; (7.36)

для подшипника В реакцию опоры определяют по (7.24).

Если осевая нагрузка на вал не задана, то в горизонтальных машинах при расчете приведенной нагрузки ее не учитывают, а в вертикальных машинах ее принимают равной, Н,


A = F, + F + 0,\R,

(7.37)

при этом силу тяжести Fz, рассчитанную по (7.7) или (7.8), увеличивают на 15%.

Таблица 7.4

А/С,

0,014

0,028

0,056

0,084

0,11

0,17

0,28

0,42

0,56

0,19

0.22

0,26

0,28

0,30

0,34

0.38

0,42

0,44

2.30

1,99

1.71

1,55

1,45

1,31

1.15

1.04

1.00

Примечание. Для промежуточных значений Л/Со применяют линейную нитерпо-ляциго.

По полученному значению динамической приведенной нагрузки Q определяют Необходимую динамическую грузоподъемность Н-шарикоподшипника

роликоподшипника

Q 3--

25.6

18.5

(7.38)

(7.39)

где Lh - расчетный срок службы (долговечность) подшипника, ч; п - наибольшая частота вращения двигателя, об/мин.

Затем по приложению П.З выбирают подшипник соответствую-щ,ей серии, у которого внутренний диаметр d равен диаметру шейки вала (на рис. 7.10 это di ad?), а динамическая грузоподъемность не меньше рассчитанного значения.

Пример. Рассчитать подшипники качения для асинхронного двигателя, вал которого рассчитан в примере § 7.6: 2=2062 Н; Лм=1960 Н; fn=3200 Н; Ршк=785 Н; а=460 мм; 6=420 мм; с=150 мм; i=880 мм. наибольшую частоту вращения ротора принимаем п=1500 об/мин. диаметры шеек вала: й2=100 мм и й7=100 мм. Осевая нагрузка отсутствует.

Наибольшая радиальная нагрузка на подшипник А (7.36)

= (f + F) bll + f jj cll = (2062 + 1960) 420/880 + 3200-150/880 = 2463 H. Наибольшая радиальная нагрузка на подшипник В (7.24)

= (f 2 + м) + + = + 9°) 460/880 + + 3200 (880 + 150)/880 = 5842 Н. Выбираем радиальные подшипники: подшипник А - шариковый, а подшипник Вроликовый; предполагая режим работы подшипников с умеренными толчками, принимаем коэффициент нагрузка Ки = 1,5. Динамическая приведенная нагрузка:

иа шарикоподшипник А (7.31)

= *н= 1.5-2463 = 3694 Н; иа роликоподшипник В (7.33)

Q = kJi 1,5-5842 = 8763 Н.

Принимаем расчетный срок службы подшипников 1=12 000 ч, тогда динамическая грузоподъемность: шарикоподшипника А (7.38)

Q. - 3694 V-

/ 1л п =-77 У 12 ООО -1500 37 810 Н;

25.6

25,6

роликоподшипника В (7.39)

ilnnf-

(12 000.1500)°3 = 71 170 Н.

йИ8.5

По табл. П.3.1 с учетом повышенной надежности выбираем Шарикоподшипник А средней серии с d=100 мм № 320 с динамической грузоподъемностью С=.



= 134 000 Н; по табл. П.3.2 выбираем роликоподшипник В средней узкой серии С rf=100 мм № 32320 с динамической грузоподъемностью С=238 ООО Н.

7.7. ОБМОТКА СТАТОРА

Типы обмоток статора асинхронных двигателей и рекомендации по их применению приведены в табл. 5.9. Наиболее ответственным при конструировании обмоток является выбор изоляции. При этом следует руководствоваться рекомендациями по конструкции изоляции обмоток статора, приведенными в табл. 5.11-5.14.

В целях повышения коэффициента заполнения паза пазовые коробочки делают однослойными. Предварительно нарезанные полосы листового материала формуют, а затем укладывают в пазы. При этом края коробочек загибают на 180° или же обклеивают полосками прочного материала. Эта мера необходима для усиления механической прочности краев коробочек, выступающих за пределы паза на 4-8 мм и испытывающих значительные механические воздействия при укладке катушек, отгибке и формовке их лобовых частей.

В лобовые части обмотки статора между головками катушек укладывают прокладки из того же листового материала, из которого изготовлены пазовые коробочки. На места паек соединительных проводов к выводным концам катушечных групп обмотки статора надевают изоляционные трубки. В качестве выводных концов обмотки применяют гибкие кабели с изоляцией соответствующего класса нагревостойкости. На лобовые части обмотки накладывают бандажи из стеклошнура.

Обмотанные статоры класса нагревостойкости В подвергают пропитке в лаках без растворителей (капельный или струйный метод). После тепловой обработки лаки надежно скрепляют лобовые и пазовые части обмоток.

В двухслойных всыпных обмотках статора между верхним и нижним слоями обмоток в пазах и лобовых частях располагают прокладки. Из этого же материала выполняют пазовые крышки в случае механизированной укладки обмотки. При ручной укладке применяют пазовые клинья из стеклотекстолита толщиной 2,5 мм или профильного стеклопластика. Между верхним и нижним слоями в лобовых частях устанавливают изоляционные прокладки. Однако эти прокладки не должны перекрывать прямолинейные вылеты катушек, так как воздушные промежутки между этими вылетами играют существенную роль для охлаждения обмотки, особенно в двигателях исполнения IP23.

Обмотку статора асинхронных двигателей с /г280 мм при напряжении до 660 В выполняют эмалированными проводами прямоугольного сечения. При этом предварительно отформованные полукатушки укладывают в полуоткрытые пазы статора. Предварительно проводники в пазовой и лобовой частях скрепляются специальным обволакивающим покрытием. Пазовые части дополнительно скрепляются либо телефонной бакелизированной бумагой

(класс нагревостойкости В), либо фенилоновой лакированной бумагой (классы нагревостойкости F и Н). Пазовые коробочки выступают из пазов статора на 15-20 мм.

На каждую лобовую часть полукатушек в двух-трех местах накладываются бандажи из стеклоленты. Лобовые части в процессе укладки обмотки крепятся стеклочулком к бандажным кольцам (см. рис. 7.8 и 7.9).

7.8. ОБМОТКА РОТОРА

Фазный ротор имеет двухслойную волновую обмотку из медных изолированных стержней прямоугольного поперечного сечения. В пазу располагают по два стержня друг под другом, большей стороной по высоте паза. Каждый стержень имеет заранее отформи-рованную с одной стороны лобовую часть. После того, как такой стержень будет вставлен в паз ротора с торца, формуют его другую


Рис. 7.19. Стержень волновой обмотки

лобовую часть (рис. 7.19). Стержни обмотки соединяются лобовыми частями посредством хомутиков. К хомутикам припаивают вентиляционные лопатки в виде стальных пластин толщиной 0,8 мм (рис. 7.20). Межкатушечные соединения в волновой обмотке ротора отсутствуют.

На лобовые части обмотки ротора накладывают бандаж из стеклянной нетканой ленты, который плотно прижимает лобовые части обмотки к опорной поверхности обмоткодержателей.

Для предотвращения задевания лобовых частей ротора о статор их отгибают к центру ротора на 5-7 мм.

Расчет прочности бандажа состоит в определении необходимого числа витков бандажной ленты wq, обеспечивающего бандажу механическую прочность (см. § 11.2).

Короткозамкнутый ротор асинхронных двигателей с высотой оси вращения /1355 мм выполняется заливкой спрессованных сердечников алюминием марки А5 (ГОСТ 11069-74). При этом заодно с короткозамыкающими кольцами отливаются вентиляционные ло-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.