Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Конструирование электрических машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

сначала диаметр вала в месте посадки сердечника Ь5=02вв определяют ориентировочно. Например, для асинхронных двигателей его определяют по соотношению (5.7). А после определения всех размеров вала производят окончательный его расчет на жесткость и прочность и в случае необходимости вносят изменения в предварительно принятый размер Огвп-

Конструкция вала асинхронных двигателей единой серии с различными высотами оси вращения показана на рис. 7.4, 7.6, 7.8, 7.9.

В целях повышения технологичности валы двигателей с высо-

Рис. 7.10. к расчету вала

ами оси вращения /1250 мм выполняют с минимальным числом ступене (см. рис. 7.4, 7.6). Вал двигателей с Л280 мм делают многоступенчатым (рис. 7.10) с упорным заплечиком для осевой фиксации пакета ротора. В двигателях с фазным ротором в конце вала со стороны расположения контактных колец просверливают центральное отверстие для размещения проводов, соединяющих обмотку ротора с контактными кольцами (см. рис. 7.9).

При конструировании вала электрической машины следует руководствоваться рекомендациями приложения П. 4 по выбору диаметра di и длины и выступающего конца вала по наибольшему значению вращающего момента.

Расчет вала на жесткость. Расчет вала на жесткость состоит в определении результирующего прогиба вала посредине сердечника ротора, мм,

/ = /т+/п+/м, (7.3)

где /т - прогиб вала от силы тяжести; /п - прогиб вала от реакции передачи; /м - прогиб вала от силы магнитного тяжения.

Результирующий прогиб вала / у асинхронных двигателей ие должен превышать, мм,

/<0,12б, (7.4)

где б - односторонний воздушный зазор между статором и ротором, мм.

Участок b (рис. 7.10)

У1 мм

у1-!-1

1 1

5* =2---,мм *

Участок а (рис. 7.10)

di, мм

Jf, мм*

Xi, мм

з?1, мм?

Xi -Xi-l

1 1

--;- MM

В исключительных случаях допускается /=0,15 б. Если же условие (7.4) не выполняется, то диаметр db следует увеличить и расчет повторить.

Для определения жесткости вала с учетом его ступенчатой формы необходимо разбить вал на участки (рис. 7.10) и составить таблицу, по форме соответствующую табл. 7.2.

Прогиб вала посредине сердечника ротора под действием силы тяжести, мм,

f-=-iii b + bS:)-W, (7.5)

где р2- сила тяжести (вес) сердечника ротора с обмоткой и участком вала по длине сердечника, Н; Е - модуль упругости материала вала. Па (для стали марки 45 £==2,06-10 Па); а, 6 и i -участки вала по рис. 7.10, мм.

Значения Sa и 8ь определяют по табл. 7.3, при этом момент инерции, мм*,

Ji = nd 64, (7.6)

где di - диаметр рассматриваемого участка вала, мм.

В табл. 7.2 приводятся значения yi, Xi, представляющие собой расстояния от соответствующей опоры до рассматриваемого сечения вала (рис. 7,10).

Силу тяжести сердечника ротора и участка вала по длине сердечника р2 определяют приближенно, принимая объем этих эле-



ментов однородным, имеющим удельную силу тяжести 71,6 Н/мм для ротора с короткозамкнутой алюминиевой клеткой или 78,5 Н/мм для фазного ротора. Таким образом, сила тяжести, Н, для короткозамкнутого ротора

= 56/, {D\~ dlа к,а) 10-*=; (7.7)

для фазного ротора

/=-2=624(/)2-4,аПк,а) 10

(7.8)

здесь Di- наружный диаметр ротора, мм; l- длина сердечника ротора без радиальных вентиляционных каналов, мм; йи,а и %,а - диаметр, мм, и количество аксиальных вентиляционных каналов.

При отсутствии аксиальных вентиляционных каналов второе слагаемое выражения в скобках в формулах (7.7) и (7.8) равно нулю. .

Прогиб вала посредине сердечника ротора от реакции передачи fn-- [(1 >5ZS - а + \0\ (7.9)

где So определяют, заполняя табл. 7.3; с - участок вала по рис. 7.10.

Реакция передачи, И,

Fn-KM -mr; (7.10)

здесь Мном - номинальный вращающий момент, Н-м;

Л1ном = 9,55.103PhoAw; J щ

Риом - номинальная мощность двигателя, кВт; п оя - номинальная частота вращения, об/мин; г - радиус делительной окружности щестерни, окружности кулачков муфты или окружности шкива, мм; kn - коэффициент, учитывающий вид передачи: плоским ремнем Ап=3; клиновым ремнем ka=l,8; упругой кулачковой муфтой п=0,3; шестерней kn=l,05.

Размеры клиноременных шкивов и упругих муфт выбирают по приложениям П.5 и П.6.

Для двигателей с /г250 мм, у которых вал имеет уступы только в местах посадки подшипников (см. рис. 7.4, 7.6), с достаточной точностью можно принять

S,=={b-y)/J; (7.12)

, S = (a3-x3)/J; (7.13)

S = {a~xl)/J, (7.14)

J = nDlj64. (7.15)

Установившийся прогиб вала от одностороннего магнитного тяжения, мм,

/т Fm/F

1 -fiFu/Fieo

(7.16)

здесь во - начальный расчетный эксцентриситет ротора, мм:

eo = K+fr+L; (7.17)

f - начальная сила одностороннего магнитного тяжения, Н:

F k,D,l,e,/b. (7.18)

При 60,5 мм ke=0,l; при б<0,5 мм =0,15. При 2р=2 jr=0,l; при 2р>2 кж=0Л5.

Результирующий прогиб вала от силы тяжести ротора, реакции передачи и силы магнитного тяжения определяется по (7.3).

Расчет вала на прочность. Расчет состоит в определении эквивалентного значения напряжения при совместном действии на вал изгибающего Ма и крутящего Мк моментов на участках вала с и Ь, Па:

(7.19)

Если известно наиболее напряженное сечение вала, то можно ограничиться расчетом на прочность вала только в этом сечении. Однако в любом сечении вала должно соблюдаться условие

(Тэ в<0.7а (7.20)

где От - предел текучести стали, Па.

Например, для стали марки 45 От=360.10 Па, а для стали марки СтЗ От=240-106

Изгибающий момент в рассматриваемом сечении вала на участке с, Н м,

= {MJMF + F ) z[ lO- (7.21)

где Мтах/Мноы - персгрузочная способность двигателя, обычно принимается из электромагнитного расчета машины; Fm - сила тяжести шкива или полумуфты, Н:

F = 9,81G H. (7.22)

Массу шкива или полумуфты Ощк определяют по приложению П.5 или П.6.

Отрезки с и Zi измеряются от середины длины выступающего конца вала (см. рис. 7.10), если передача движения от двигателя к механизму осуществляется посредством шкива. Если же передача движения осуществляется посредством упругой муфты, то с и z [ отсчитываются от середины кулачков муфты, т. е.

z[ = 0,5(L + k), (7.23)

где L и 1\- по приложению П.6.

Для определения момента Ми на участке b необходимо определить реакцию опоры В, Н,

= (F2 + FM)a + Fu(l-{-c) 24)



Изгибающий момент в рассматриваемом сечении вала на участке Ь, НМ,

= [F {с + у) + у]. \0-\ (7.25)

Момент кручения, Н-м,

Л1к = (Лтах/Ляом)Ляом. (7.26)

Марку стали для изготовления вала принимают такой, чтобы соблюдалось условие (7.20). В сечениях вала, ослабленных шпоночными канавками, расчет эквивалентного напряжения ведут по диаметру, мм,

do-dj -(7.27)

где Лшп - глубина шпоночного паза, мм.

Для снижения концентрации напряжений в месте перехода от одного диаметра вала к другому не следует применять отношение диаметров соседних ступеней более чем 1,3, а радиус округления в месте перехода должен быть не менее 0,05 диаметра вала.

Определение критической частоты вращения. Вал электрической машины представляет собой упругую систему, в которой под действием внешних сил возбуждаются колебания. Наиболее тяжелым случаем является резонанс колебаний, когда частота вынужденных колебаний совпадает с частотой собственных колебаний вала, нагруженного ротором (якорем). Такое состояние наступает при критической частоте вращения вала.

Первая критическая частота вращения вала [1] с учетом влияния магнитного притяжения сердечника ротора, об/мин.

= 950 -у-

- /т f м/рг о

/т 4 /шк

Прогиб вала от силы тяжести шкива или полумуфты, мм,

fшк fn PfnJPa-

(7.28)

(7.29)

Для устойчивой работы вала необходимо, чтобы номинальная частота вращения была меньше критической по крайней мере на 30%:

кр > 1 ,ЗПн

(7.30)

Пример. Рассчитать вал трехфазного асинхронного двигателя горизонтального исполнения с короткозамкнутым ротором без вентиляционных каналов.

Исходные данные: номинальная мощность двигателя Рном=200 кВт; номинальная частота вращения Пном=1480 об/мии; наружный диаметр ротора = 380 мм, длина сердечника ротора /2=255 мм; воздушный зазор 6=1 мм; размеры вала (рис. 7.10), мм; rfi=95; 2=7=100; (/з=114; 4=125; 5=110; rfe= = 105; zi=85; с=150; yi=60; 2=140; г/з=185; 6 = 420; а=460; /=880; Xi=60; Af2=140; глубина шпоночного паза иа выступающем конце вала /гша=9 мм.

Передача движения от двигателя к механизму осуществляется посредством кулачковой муфты МУВП1-90, имеющей массу G = 80 кГ и размеры L=350 мм, /=75 мм.

Участок b

di. мм

fu 10 мм*

у1> мм

t/?, 10 мм

10 мм

у1 10 мм

yl-yf-i

10 мм*

10-? миг-

100 114 125 110

4,90 5,95 11,95 7,20

60 140 185 420

0,216 2,744 6,332 74.088

0,216 2,528 3,588 67,756

0,044 0,425 0,300 9,410

3.60 19.60 34,22 176,4

3,60 16,00 14,62 112.18

0.734 2,689 1,223 15,580

5=10,18

мм

3=0,023 MM-

rfj, мм

/(, 10 мм*

х, мм

х?, 10 мм

10 мм

- f-i --мм

100 105 ПО

4,90 5,95 7,20

60 140 460

216 2744

97 336

216 2528 94 592

0,044 0,425 13,137

Sa =13,6 MM

1. Расчет вала на жесткость

1.1. Заполняем форму по табл. 7.2 и определяем значения 8ь, So, Sa, результаты представлены в табл. 7.3.

1.2. Сила тяжести сердечника ротора с обмоткой и участком вала по длине сердечника (7.7)

F2 = 56/2 и - 4,а к,а) = 56-225.3802. lO - = 2062 Н.

1.3. Прогиб вала посредине сердечника ротора под действием силы тяжести (7.5)

=(a Si,-b62S<.)-10e =

3£/2

2062

- (4602.10,18 + 4202-13,6)-10в = 0,0197 мм.

3-2.06-10 .8802

1.4. Номинальный вращающий момент (7.11)

Лном = 9.55-10Р ом/ вом = 9,55.10.200/1480 = 1292 Н-м.

1.5. Реакция передачи (7.10)

fn = >feuAHoM-10/r= 0,3.1292.103/121 = 3200 Н,

где йв = 0,3 (табл. 7.4).



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.