|
Навигация
Популярное
|
Публикации «Сигма-Тест» Конструирование электрических машин 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 сначала диаметр вала в месте посадки сердечника Ь5=02вв определяют ориентировочно. Например, для асинхронных двигателей его определяют по соотношению (5.7). А после определения всех размеров вала производят окончательный его расчет на жесткость и прочность и в случае необходимости вносят изменения в предварительно принятый размер Огвп- Конструкция вала асинхронных двигателей единой серии с различными высотами оси вращения показана на рис. 7.4, 7.6, 7.8, 7.9. В целях повышения технологичности валы двигателей с высо- Рис. 7.10. к расчету вала ами оси вращения /1250 мм выполняют с минимальным числом ступене (см. рис. 7.4, 7.6). Вал двигателей с Л280 мм делают многоступенчатым (рис. 7.10) с упорным заплечиком для осевой фиксации пакета ротора. В двигателях с фазным ротором в конце вала со стороны расположения контактных колец просверливают центральное отверстие для размещения проводов, соединяющих обмотку ротора с контактными кольцами (см. рис. 7.9). При конструировании вала электрической машины следует руководствоваться рекомендациями приложения П. 4 по выбору диаметра di и длины и выступающего конца вала по наибольшему значению вращающего момента. Расчет вала на жесткость. Расчет вала на жесткость состоит в определении результирующего прогиба вала посредине сердечника ротора, мм, / = /т+/п+/м, (7.3) где /т - прогиб вала от силы тяжести; /п - прогиб вала от реакции передачи; /м - прогиб вала от силы магнитного тяжения. Результирующий прогиб вала / у асинхронных двигателей ие должен превышать, мм, /<0,12б, (7.4) где б - односторонний воздушный зазор между статором и ротором, мм. Участок b (рис. 7.10)
5* =2---,мм * Участок а (рис. 7.10)
--;- MM В исключительных случаях допускается /=0,15 б. Если же условие (7.4) не выполняется, то диаметр db следует увеличить и расчет повторить. Для определения жесткости вала с учетом его ступенчатой формы необходимо разбить вал на участки (рис. 7.10) и составить таблицу, по форме соответствующую табл. 7.2. Прогиб вала посредине сердечника ротора под действием силы тяжести, мм, f-=-iii b + bS:)-W, (7.5) где р2- сила тяжести (вес) сердечника ротора с обмоткой и участком вала по длине сердечника, Н; Е - модуль упругости материала вала. Па (для стали марки 45 £==2,06-10 Па); а, 6 и i -участки вала по рис. 7.10, мм. Значения Sa и 8ь определяют по табл. 7.3, при этом момент инерции, мм*, Ji = nd 64, (7.6) где di - диаметр рассматриваемого участка вала, мм. В табл. 7.2 приводятся значения yi, Xi, представляющие собой расстояния от соответствующей опоры до рассматриваемого сечения вала (рис. 7,10). Силу тяжести сердечника ротора и участка вала по длине сердечника р2 определяют приближенно, принимая объем этих эле- ментов однородным, имеющим удельную силу тяжести 71,6 Н/мм для ротора с короткозамкнутой алюминиевой клеткой или 78,5 Н/мм для фазного ротора. Таким образом, сила тяжести, Н, для короткозамкнутого ротора = 56/, {D\~ dlа к,а) 10-*=; (7.7) для фазного ротора /=-2=624(/)2-4,аПк,а) 10 (7.8) здесь Di- наружный диаметр ротора, мм; l- длина сердечника ротора без радиальных вентиляционных каналов, мм; йи,а и %,а - диаметр, мм, и количество аксиальных вентиляционных каналов. При отсутствии аксиальных вентиляционных каналов второе слагаемое выражения в скобках в формулах (7.7) и (7.8) равно нулю. . Прогиб вала посредине сердечника ротора от реакции передачи fn-- [(1 >5ZS - а + \0\ (7.9) где So определяют, заполняя табл. 7.3; с - участок вала по рис. 7.10. Реакция передачи, И, Fn-KM -mr; (7.10) здесь Мном - номинальный вращающий момент, Н-м; Л1ном = 9,55.103PhoAw; J щ Риом - номинальная мощность двигателя, кВт; п оя - номинальная частота вращения, об/мин; г - радиус делительной окружности щестерни, окружности кулачков муфты или окружности шкива, мм; kn - коэффициент, учитывающий вид передачи: плоским ремнем Ап=3; клиновым ремнем ka=l,8; упругой кулачковой муфтой п=0,3; шестерней kn=l,05. Размеры клиноременных шкивов и упругих муфт выбирают по приложениям П.5 и П.6. Для двигателей с /г250 мм, у которых вал имеет уступы только в местах посадки подшипников (см. рис. 7.4, 7.6), с достаточной точностью можно принять S,=={b-y)/J; (7.12) , S = (a3-x3)/J; (7.13) S = {a~xl)/J, (7.14) J = nDlj64. (7.15) Установившийся прогиб вала от одностороннего магнитного тяжения, мм, /т Fm/F 1 -fiFu/Fieo (7.16) здесь во - начальный расчетный эксцентриситет ротора, мм: eo = K+fr+L; (7.17) f - начальная сила одностороннего магнитного тяжения, Н: F k,D,l,e,/b. (7.18) При 60,5 мм ke=0,l; при б<0,5 мм =0,15. При 2р=2 jr=0,l; при 2р>2 кж=0Л5. Результирующий прогиб вала от силы тяжести ротора, реакции передачи и силы магнитного тяжения определяется по (7.3). Расчет вала на прочность. Расчет состоит в определении эквивалентного значения напряжения при совместном действии на вал изгибающего Ма и крутящего Мк моментов на участках вала с и Ь, Па: (7.19) Если известно наиболее напряженное сечение вала, то можно ограничиться расчетом на прочность вала только в этом сечении. Однако в любом сечении вала должно соблюдаться условие (Тэ в<0.7а (7.20) где От - предел текучести стали, Па. Например, для стали марки 45 От=360.10 Па, а для стали марки СтЗ От=240-106 Изгибающий момент в рассматриваемом сечении вала на участке с, Н м, = {MJMF + F ) z[ lO- (7.21) где Мтах/Мноы - персгрузочная способность двигателя, обычно принимается из электромагнитного расчета машины; Fm - сила тяжести шкива или полумуфты, Н: F = 9,81G H. (7.22) Массу шкива или полумуфты Ощк определяют по приложению П.5 или П.6. Отрезки с и Zi измеряются от середины длины выступающего конца вала (см. рис. 7.10), если передача движения от двигателя к механизму осуществляется посредством шкива. Если же передача движения осуществляется посредством упругой муфты, то с и z [ отсчитываются от середины кулачков муфты, т. е. z[ = 0,5(L + k), (7.23) где L и 1\- по приложению П.6. Для определения момента Ми на участке b необходимо определить реакцию опоры В, Н, = (F2 + FM)a + Fu(l-{-c) 24) Изгибающий момент в рассматриваемом сечении вала на участке Ь, НМ, = [F {с + у) + у]. \0-\ (7.25) Момент кручения, Н-м, Л1к = (Лтах/Ляом)Ляом. (7.26) Марку стали для изготовления вала принимают такой, чтобы соблюдалось условие (7.20). В сечениях вала, ослабленных шпоночными канавками, расчет эквивалентного напряжения ведут по диаметру, мм, do-dj -(7.27) где Лшп - глубина шпоночного паза, мм. Для снижения концентрации напряжений в месте перехода от одного диаметра вала к другому не следует применять отношение диаметров соседних ступеней более чем 1,3, а радиус округления в месте перехода должен быть не менее 0,05 диаметра вала. Определение критической частоты вращения. Вал электрической машины представляет собой упругую систему, в которой под действием внешних сил возбуждаются колебания. Наиболее тяжелым случаем является резонанс колебаний, когда частота вынужденных колебаний совпадает с частотой собственных колебаний вала, нагруженного ротором (якорем). Такое состояние наступает при критической частоте вращения вала. Первая критическая частота вращения вала [1] с учетом влияния магнитного притяжения сердечника ротора, об/мин. = 950 -у- - /т f м/рг о /т 4 /шк Прогиб вала от силы тяжести шкива или полумуфты, мм, fшк fn PfnJPa- (7.28) (7.29) Для устойчивой работы вала необходимо, чтобы номинальная частота вращения была меньше критической по крайней мере на 30%: кр > 1 ,ЗПн (7.30) Пример. Рассчитать вал трехфазного асинхронного двигателя горизонтального исполнения с короткозамкнутым ротором без вентиляционных каналов. Исходные данные: номинальная мощность двигателя Рном=200 кВт; номинальная частота вращения Пном=1480 об/мии; наружный диаметр ротора = 380 мм, длина сердечника ротора /2=255 мм; воздушный зазор 6=1 мм; размеры вала (рис. 7.10), мм; rfi=95; 2=7=100; (/з=114; 4=125; 5=110; rfe= = 105; zi=85; с=150; yi=60; 2=140; г/з=185; 6 = 420; а=460; /=880; Xi=60; Af2=140; глубина шпоночного паза иа выступающем конце вала /гша=9 мм. Передача движения от двигателя к механизму осуществляется посредством кулачковой муфты МУВП1-90, имеющей массу G = 80 кГ и размеры L=350 мм, /=75 мм. Участок b
Sa =13,6 MM 1. Расчет вала на жесткость 1.1. Заполняем форму по табл. 7.2 и определяем значения 8ь, So, Sa, результаты представлены в табл. 7.3. 1.2. Сила тяжести сердечника ротора с обмоткой и участком вала по длине сердечника (7.7) F2 = 56/2 и - 4,а к,а) = 56-225.3802. lO - = 2062 Н. 1.3. Прогиб вала посредине сердечника ротора под действием силы тяжести (7.5) =(a Si,-b62S<.)-10e = 3£/2 2062 - (4602.10,18 + 4202-13,6)-10в = 0,0197 мм. 3-2.06-10 .8802 1.4. Номинальный вращающий момент (7.11) Лном = 9.55-10Р ом/ вом = 9,55.10.200/1480 = 1292 Н-м. 1.5. Реакция передачи (7.10) fn = >feuAHoM-10/r= 0,3.1292.103/121 = 3200 Н, где йв = 0,3 (табл. 7.4).
|
© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки. |